Девушка в российском павильоне на сельскохозяйственной выставке в Берлине

Девушка в российском павильоне на сельскохозяйственной выставке в Берлине

Thomas Peter / REUTERS

Двум из пяти россиян, по их собственным оценкам, не хватает денег на еду и одежду. Причем этот показатель растет, следует из данных свежего мониторинга ВШЭ. С мая по июнь доля такого населения выросла на 1,4 процентного пункта – до 41,4%.

Семьи, испытывающие трудности при покупке продуктов (47%), обуви или одежды (27%), а также семьи, оценивающие свое материальное положение как плохое или очень плохое (45%), заявили, что неспособны справиться с текущими финансовыми трудностями самостоятельно. Тем временем «экономия на потреблении товаров и услуг продолжает оставаться наиболее распространенной стратегией адаптации населения к экономическим изменениям», отмечается в исследовании. Последние три месяца в режиме экономии жили 78% российских семей, сокращая расходы на еду и развлечения.

Но что характерно: социальный оптимизм, несколько ослабленный трудностями в экономике, все еще остается на высоком уровне. Согласно данным опросов ВЦИОМ, лишь половина населения (51% в апреле и 48% в мае) считает, что самая острая фаза кризиса впереди. Другими словами, россияне заявляют, что становятся еще беднее, но при этом все больше верят, что жизнь в целом улучшается.

Парадокс?