Автомобильная пробка на Садовом кольце.

Автомобильная пробка на Садовом кольце.

Сергей Фадеичев / ИТАР-ТАСС

Над Москвой веет призрак платного въезда в центральную часть города. Городские власти, конечно, упорно открещиваются от этой идеи, но умудренное опытом население уже давно усвоило: дыма без огня не бывает. Конечно, не перед выборами – зачем зря раздражать электорат? Но уж после них жди беды. И суммы звучат внушительные – от 1000 до 1500 рублей за один рабочий день. За что же москвичам еще и эта напасть?

С точки зрения обывателя это чистый грабеж: дороги в российской столице по жизни были общие, и плата за их использование (хотя бы и под парковки) до сих пор воспринимается многими как плата за воздух. Сознание наших сограждан до сих пор где-то остается советским (блага цивилизации положены мне по праву рождения), а где-то даже эсеровским (земля – она божия, за нее плату брать грех). И все же значительная часть активного населения в России уже мыслит в рыночных категориях: люди готовы платить за то, что считают благом для себя, в том числе за удобство пользования автомобилем. Поэтому тем идейным критикам, которые выступают в принципе против платы, следует подумать об альтернативах. Что им нравится больше: тратить на дорогу не 3–4 часа в день, как сейчас, а гораздо больше? Или получить законодательный запрет на использование автомобилем по определенным дням?

С экономической точки зрения проблема пробок – это проблема дефицита. Городские дороги – такое же ограниченное благо, как финские сапоги, билеты на футбол или черная икра: коль скоро автомобилей в городе стало не 70 на 1000 жителей, как в советское время, а 300 на 1000 практически при той же дорожной сети – на дороги возник избыточный спрос. И вот заботливые отцы города вышли на тропу войны с пробками.

Варианты решений могут быть разные – например, законодательные. В Румынии одно время запрещали по четным дням пользоваться автомобилями с четными, а по нечетным – с нечетными номерами. Нетрудно догадаться, что эта мера не сработала: жители всеми правдами и неправдами стали обзаводиться двумя номерами на одну машину.