Фото: Арсений Несходимов для Slon Magazine
Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров – паровоз «Единой России» на выборах в Думу и единственный лидер на Кавказе, вступающий в полемику с лидером Чечни Рамзаном Кадыровым. Slon Magazine поговорил с Евкуровым о его ссоре с муфтиятом, отношениях с Кадыровым, нападениях на правозащитников и о том, какие поправки в «пакете Яровой» родом из Ингушетии.
– В сентябре выборы. Когда вы приезжаете в Москву, вам дают рекомендации в Кремле? Наставляют, как себя вести?
– В этом году у нас был ряд совещаний, в том числе и на уровне Вячеслава Викторовича Володина. И там открытым текстом было сказано: «Ребята, мы не просто играем в демократию, давайте постараемся на самом деле все демократически сделать». То есть в выборах имеют право участвовать все, и никто не должен вмешиваться в процесс работы избирательных комиссий, все должно быть по закону. Если кто-то списки собрал и делал все как положено, он пройдет. И я не собираюсь звонить руководителю избиркома, чтобы кого-то поддержали, даже если ко мне будут обращаться. Это не моя тема, не мое дело как-то вмешиваться. Такая установка – никто не вмешивается, все работают. Даже первые шаги Эллы Памфиловой в Центризбиркоме такие: она настроила свою комиссию, выступает в защиту всех партий и выдвиженцев.
– То есть вам сказали, что планируются чистые выборы. А почему, как вам кажется, эта тактика выбрана? Потому что в прошлый раз были протесты?
– Протесты будут и сейчас, они будут всегда. Это же человеческий фактор, не бывает так, чтобы все побеждали. В любой ситуации есть побежденные, в этом суть демократии. Чтобы проигравшие потом вышли и сказали: «Спасибо, мы вас поздравляем, вы достойно выиграли». И те партии и представители партий, то же «Яблоко» (не в обиду «Яблоку» говорю, у нас, кстати, выдвигается правозащитник Валерий Борщев, хороший человек, идейный), представители ПАРНАСа или других партий, которые недоберут голосов при всем их желании, недоберут не оттого, что их ненавидят, а оттого, что они не проявили себя как известные партии – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия»; будут ссылаться на подтасовки и т.д.
– Некоторых оппозиционных политиков, например, вообще на выборы не пускают.
– Но они разбежались по разным углам. Не мы же виноваты, они сами виноваты в этом. Посмотрите, в нашей стране уже второй или третий раз проводятся выборы под веб-камерами, в том числе в Ингушетии. Нигде в мире этого нет, но мы все равно пытаемся кому-то доказать, что мы честно проводим выборы. Мы проводим выборы в рамках закона Российской Федерации. Наши выборы более чем демократичные. Везде на участках огромное количество наблюдателей. Вопросов нет, пожалуйста. Но уж признать победу оппонентов проигравшей стороне все-таки следует.
– Про 90% явки и голосование на участках Северного Кавказа было много шуток.
– Я здесь скажу так – смеялись над процентом явки. А когда веб-камеры поставили, смеяться перестали. Явка она такая и есть. Почему? Знаете, если глава села выходит и всем старейшинам говорит: «Давайте все завтра придем», а старейшины говорят людям, они слушают и приходят. Есть и религиозная составляющая – в мечетях не говорят, за кого голосовать, но говорят, что, если ты гражданин страны, идти на голосование обязан. И когда явка выше, чем в других регионах страны, не надо смеяться, надо просто посмотреть, почему люди идут, какая мотивация.
И, кстати, по процентам голосов тоже хороший вопрос. Я об этом говорю, когда собираю руководителей политических партий: «Ребята, про вас никто не знает. Вы кто, какая партия? Где вас слышно? Вы можете выйти на перекресток, поднять флаг своей партии, дать детям памятки о безопасности дорожного движения, пусть бы водителям раздали, чтобы те быстро не ездили, ДТП не совершали. Хотя бы это вы можете сделать?» А если вы ничего не делаете, а потом появляетесь перед выборами, кто за вас проголосует? Максимум – вы сами и ваши ближайшие домашние родственники. А чего тогда других винить?
– В день думских выборов пройдут еще выборы главы Чечни и Карачаево-Черкесии. Это повлияет на обстановку в регионе?
– Совершенно нет, это не проблема, а праздник того региона, где проходят выборы. Единственный здесь вопрос, что после выборов нам придется позвонить главам субъектов – и Рамзану, и Рашиду (Темрезову. – Slon) – и поздравить их с успешными выборами, вот и все.
– У политологов была версия, что президент медлил с переназначением Рамзана Кадырова – встреча президента с главой Чечни откладывалась, и говорили, что Путин сомневается.