Члены мусульманской общины во время молитвы в первый день священного праздника Рамадан, Страсбург

Члены мусульманской общины во время молитвы в первый день священного праздника Рамадан, Страсбург

Vincent Kessler / Reuters

С осени этого года в религиозной политике Франции произойдет перемена, способная повлиять на отношение к исламу и в других странах Европейского союза, – возобновится работа Фонда для ислама, организации, ответственной за финансирование мусульманских учреждений в стране. Власти Пятой республики дают понять: положение в этой сфере не может оставаться прежним, то есть таким, при котором и проповедники, и деньги приходят во французский ислам из-за рубежа. «Нам необходимо изобрести новые отношения с мусульманством», – заявил в августе премьер-министр Франции Мануэль Вальс. Он же уточнил: «Нужно помочь исламу избавиться от того, что подрывает его изнутри, и заключить с этой религией пакт».

Проект предложенной главой кабинета реформы выявляет принципиальную проблему, с которой сталкивается французская политика, когда дело доходит до межрелигиозных отношений. Согласно закону 1905 года об отделении церкви от государства, строительство культовых сооружений и обучение религиозных деятелей любых конфессий составляет исключительное право самих верующих. Но если пожертвований французских католиков вполне достаточно для нужд их приходов, мусульмане вынуждены запрашивать помощь из-за рубежа. Иностранные деньги чаще всего приходят из стран Персидского залива – Саудовской Аравии и Катара. «Эр-Рияд ответствен за распространение во Франции ультраконсервативной салафитской версии ислама», – считает ведущий французский религиовед Жилль Кепель.

Помимо финансовой помощи и даже в большей степени французские мусульмане ищут на стороне кадровую поддержку. Удивительно, но факт: в отличие от атеистического СССР, позволявшего существовать исламскому училищу в Бухаре, во Франции мусульманских учебных заведений нет. Причина – все тот же закон 1905 года, по которому светская республика не имеет права финансировать религиозные образовательные учреждения. И если католики уже более ста лет решают эту проблему сами, то мусульмане, обосновавшиеся во Франции сравнительно недавно, собственную инфраструктуру создать еще не успели – или не смогли.