Евгений Биятов / РИА Новости
На первый взгляд приватизация дело нехитрое. Хочешь что-то продать – дал объявление в газету, собрал предложения, поторговался и выбрал лучшее. Но по каким-то причинам давно объявленная «большая приватизация» годами откладывается.
На самом деле приватизация крупной собственности в России – задача нетривиальная. Представьте, что вы собираетесь выдать дочку замуж. Хочется красивую свадьбу, богатый выкуп, но чтобы дальше все оставалось как прежде: дочка должна продолжать слушаться отца, помогать по хозяйству и по первому зову вернуться в отчий дом. Женихи все не те – то обманщик, то вор, то басурманин. Да и вообще местные плохо знают, что такое семья, и видят в ней лишь бессмысленные ограничения. Наверное, решишь, что лучше не торопиться.
Приватизация без последствий
Основной целью приватизации обычно является повышение конкуренции и эффективности приватизируемых предприятий и отраслей. Большинство успешных программ приватизации были частью комплексных структурных реформ (в Чили, Южной Корее, Великобритании, Германии, Восточной Европе и даже в России приватизация нефтяной промышленности, реформа угольной промышленности). Приватизация предприятий-монополистов без реструктуризации и создания механизмов регулирования не просто нежелательна, но является вредной, так как вместо повышения эффективности она увеличивает стимулы к извлечению монопольной ренты. Эти тезисы можно найти практически в любом отчете или исследовании по приватизации за последние 40 лет.
У нас основной целью приватизации сегодня ставится пополнение бюджета. Программа приватизации выглядит как распродажа ненужных государству активов и не предполагает структурных преобразований приватизируемых отраслей. Распродажа мебели – это разумное решение, чтобы избежать голода или заплатить за лечение кого-то из членов семьи, но не лучший вариант для финансирования текущих расходов.