Регулировщица уличного движения в Пхеньяне

Регулировщица уличного движения в Пхеньяне

Dita Alangkara / AP / TASS

В Северной Корее существует две полицейских структуры: Министерство народной безопасности – аналог советской милиции, и Министерство охраны безопасности государства – аналог КГБ. Если работу госбезопасности мы в общем представляем – цензура, оформление политических преступников, охрана концлагерей, то про работу обычной, неполитической полиции известно меньше.

Как попасть в полицию

В отличие от большинства стран мира на работу в северокорейскую полицию не приходят по объявлению. Отдел кадров полиции сам занимается поиском подходящих кандидатов: юношу или девушку могут попросить прийти в полицейский участок, где потенциальному кандидату предложат работу – рядовым, если он окончил школу, или офицером, если речь о студенте вуза. Главным фактором для отдела кадров являются сонбун и кечхын – происхождение кандидата и его место в северокорейской кастовой системе. Сонбун и кечхын должны быть хорошими не только у самого кандидата, но и у близких родственников.

Понятно, что такая система приема на работу может существовать, только если работа в полиции считается престижной, и это так: у полицейского есть определенная власть, да и в партию тебя возьмут гарантированно. И конечно, как знают все северокорейцы, работа в полиции открывает большие коррупционные возможности: можно будет собирать взятки с торговцев, просителей и других местных жителей. С учетом того, сколько платят в полиции – даже зарплата полного генерала в пересчете на российские деньги составляет где-то 300–350 рублей (не тысяч), – к повальной коррупции можно отнестись с некоторым пониманием.

От солдата до генерала

Как и в большинстве стран, в Северной Корее структура полиции отражает административно-территориальное деление страны. В каждой провинции, уезде и городе есть свое управление полиции, которым подчиняются отдельные полицейские участки. Звания в полиции КНДР, как и в СССР (и в современной России), повторяют военные, то есть офицер-полицейский – это, например, старший полковник полиции, а не, допустим, комиссар. Рядовые сотрудники полиции приступают к своим обязанностям после трех-четырех месяцев вводного курса. В основном эти люди выполняют роль помощников «настоящих» полицейских, то есть офицеров.

Офицерские звания в итоге получают примерно половина рядовых. Основная работа почти целиком ложится на плечи младших офицеров, в то время как старшие – от майора и выше – занимаются в основном административной работой. Начальник отделения – это как раз майор, а старшие офицеры работают уже в городских или провинциальных отделениях полиции. Министр общественной безопасности – это либо генерал-полковник, либо генерал армии. Как и в СССР, в КНДР существует неписаное правило: выше генерала армии выходец из полиции или госбезопасности подняться не может. Впрочем, в обеих странах было и исключение – маршал Берия в СССР и вице-маршал Пэк Хан Ним в КНДР.

Задача 1. Регистрация граждан

У северокорейской полиции есть три основные задачи. Во-первых, это учет и регистрация граждан. Во-вторых, это слежка за населением. В-третьих, это собственно борьба с преступностью.

На каждого гражданина КНДР (судя по всему, за исключением членов правящей семьи) в полиции есть персональное дело.