Миллион рублей в виде башни из однорублевых монет в Санкт-Петербургском монетном дворе "Гознака"

Миллион рублей в виде башни из однорублевых монет в Санкт-Петербургском монетном дворе "Гознака"

Сергей Коньков/ТАСС

Вброс Минфина в правительство предложений о повышении налогов нужно рассматривать абсолютно серьезно – ситуация с балансированием бюджета в условиях стагнирующей экономики и все еще высокой инфляции становится хуже с каждым месяцем. И никаких надежд на ее улучшение у Минфина, похоже, нет.

Пока министр Антон Силуанов настойчиво заявляет, что дефицит федерального бюджета в текущем году не превысит 3,3% ВВП, ведь по итогам семи месяцев он составил всего 3,2%. Казалось бы, все по плану! Но у этих цифр есть два объяснения. С одной стороны, Минфин в этом году тратит меньше, чем годом ранее, попридержав уже 350 млрд руб., а итоговые расходы года должны быть на 600 млрд руб. больше. Если эту последнюю сумму равномерно размазать на 12 месяцев, то получается, что Минфин «зажал» уже около 700 млрд руб. или 1,5% ВВП. С другой стороны, хорошо видно, что с доходами бюджета ситуация не только не улучшается, а даже наоборот: нефтегазовые доходы продолжают падать, а с марта начали демонстрировать снижение и все остальные.

В среднем за первые семь месяцев года нефтегазовые доходы составляли 365 млрд руб. в месяц, ненефтегазовые – 630 млрд руб. Если предположить, что до конца года первые вырастут в среднем на треть (до 485 млрд руб.), а вторые – на 15% (до 725 млрд руб.), и при этом все расходы бюджета будут профинансированы в полном объеме, то дефицит бюджета составит 3,1 трлн руб. или 4% ВВП. Если и те, и другие вырастут только на 10%, дефицит увеличивается до 3,65 трлн руб. или чуть больше 4,5% ВВП.

Конечно, не все еще потеряно. В оптимистическом сценарии Минфину достаточно сократить расходы бюджета «всего» на 600 млрд руб. – это означает, что все непрофинансированные до настоящего времени расходы, не связанные с выплатами населению, должны быть сокращены почти на 20%. Тогда «золотой ключик у нас в кармане», и дефицит уложится в заданные пределы. Если удастся к тому же продать пакет акций «Роснефти», то дефицит станет еще меньше, так как эти деньги поступят в бюджет в качестве дивидендов от «Роснефтегаза», который является юридическим владельцем акций нефтяной компании. Кстати, примерно пятую часть выручки от этой сделки должен будет получить в виде налога на прибыль бюджет Москвы, где «Роснефтегаз» зарегистрирован, если, конечно, Минфин не придумает, как отменить этот платеж.

Но при всей важности бюджета текущего года и при всех хитросплетениях бюджетной бухгалтерии реальная проблема сбалансированности бюджета выходит за пределы этого года и в полной мере проявится в 2018 году, когда по моим оценкам должны закончиться средства в резервных фондах Минфина. А в 2018-м, как известно, России предстоит войти в очередной президентский цикл (назвать это выборами язык не поворачивается).

Это значит, что вновь избранному старому президенту предстоит начать жизнь «с чистого листа», и кто знает, может нас ожидает очередная серия «майских указов», для реализации которых понадобятся новые сотни миллиардов рублей?

И вот уже на 2018-й федеральный бюджет у Минфина не сходится.