Матери погибших в Беслане детей на акции протеста, по итогам которой их задержали за «проведение незаконного митинга».

Матери погибших в Беслане детей на акции протеста, по итогам которой их задержали за «проведение незаконного митинга».

Фото: Диана Хачатрян

1 сентября на траурную церемонию в бесланской школе группа женщин, чьи дети погибли при штурме школы в 2004 году, пришла в футболках с надписью «Путин палач Беслана». Женщин забрали в полицию и на следующий день троим из них присудили по 20 часов общественных работ, двоим выписали штрафы по 20 тысяч рублей. Вместе с женщинами в полицию забрали московских журналисток Елену Костюченко и Диану Хачатрян, которых быстро отпустили, но 3 сентября на них дважды напали – сначала неизвестные в футболках «Антитеррор» облили журналисток зеленкой и отобрали у них телефоны, затем сторож бесланского кладбища избил их в присутствии полицейских, которые демонстративно не вмешивались в происходящие.

Эти бесланские новости – эталонные в том смысле, что редакторам программы «Время», конечно, и в голову не придет посвятить им хотя бы минутный сюжет, зато политически активная аудитория социальных сетей будет следить за происходящим и привычно возмущаться. Это важная особенность российского информационного поля – в нем, как на вокзале в известной книге, есть волшебная платформа 9¾, доступная только нескольким сотням тысяч интересующихся – общего медийного пространства не существует, и нужно особое усилие и желание, чтобы из мира, в котором Владимир Путин проводит рабочую встречу с Дмитрием Медведевым, попасть в мир, где осетинская полиция хватает осетинских матерей, а титушки в форменных футболках нападают на журналистов. Две информационные повестки, связанные между собой труднопроходимым каналом –мир официальных новостей и мир тех новостей, которые потребляет критически настроенная к власти активная аудитория. В первой повестке – Восточный экономический форум, Сирия, госкорпорации и много Путина. Во второй – политические суды, акции оппозиционеров, возмущение новыми репрессивными законами и, если брать первые дни сентября, безумные бесланские новости.

И вот на это стоит обратить внимание. В этом году бесланская годовщина стала прежде всего новостью из вот этой, альтернативной повестки. То есть заняла свое место где-то между арестованным за ловлю покемонов в храме уральским видеоблогером и скандалом в 57-й школе.