Marco Longari / AFP
Габон – бывшая колония Франции, отличающаяся необычной неподдельно-искренней любовью к бывшей метрополии. Это страна маленькая, зажиточная по мировым и богатая по африканским меркам (ВВП на душу примерно соответствует уровню России). До 1990 года в Габоне существовал диктаторский режим – сначала первого президента Леона Мба, а затем его преемника, Омара Бонго, стоявших во главе единственной разрешенной Демократической партии Габона (ДПГ). Но последние стремительно разворачивающиеся события наглядно показывают, как оппозиция в зажиточной стране с авторитарным, но не откровенно диктаторским режимом может прийти к власти, и что из этого может получиться.
В отличие от большинства африканских диктаторов, Омар Бонго был куда более талантливым управленцем – он наладил экспорт природных ресурсов и приток инвестиций в страну, за счет чего Габон стал одной из самых стабильных и богатых стран Черной Африки. Впрочем, одновременно с этим Бонго был коррумпированным правителем и значительная часть доходов страны оседала в его карманах, а разница между богатыми и бедными была весьма ощутимой.
В 1990 году после массовых демонстраций – в первую очередь в столице страны Либревиле и втором городе Габона Порт-Жантиле, Бонго пошел на либерализацию: в стране была разрешена деятельность оппозиции и установлена многопартийная система. Однако полноценной демократией Габон не стал: Конституция страны, оставшаяся со времен диктатуры, устанавливала семилетний президентский мандат без ограничений по срокам. Омар Бонго, используя свою репутацию человека, создавшего спокойную и зажиточную страну в Черной Африке, а также административный ресурс и раздачу населению подарков от президента перед выборами, исправно выигрывал и все конкурентные выборы до своей смерти в 2009 году.
Кандидатам на внеочередных выборах-2009 от правящей ДПГ стал сын Омара Бонго Али. Оппозиция же не смогла договориться о едином кандидате, выставив кандидатуры бывшего министра Андре Мба Обама и фактического лидера габонской оппозиции Пьера Мамбонду. Логичным образом на выборах победил Бонго-младший. Мамбонду и Обам набрали почти равное число голосов – чуть больше 25%, а Бонго набрал 41%. Второго тура в Габоне не предусмотрено: оппозиции пришлось смириться с поражением.
Парламентские выборы-2011 оппозиция бойкотировала, рассудив, что они все равно пройдут нечестно. Понятно, что для власти не было больше подарка, чем безоговорочная капитуляция противника еще до начала сражения и ДПГ с легкостью взяла 113 мандатов из 120. Оппозиция – в очередной раз проглотила пилюлю и стала готовится к выборам 2016 года, надеясь в этот раз не повторить ошибки 2009 года и выставить единого кандидата.
Несмотря на то, что оба оппозиционных кандидата на выборах-2009 – и Мамбонду, и Обам – умерли, не дожив до следующих выборов, лидер у габонской оппозиции был. Им стал Жан Пин – бывший министр иностранных дел Габона, работавший председателем Африканского Союза и в силу этого воспринимавшийся как довольно самостоятельный политик. В феврале 2014 года он покинул ДПГ и перешел в оппозицию, став принимать участие в антиправительственных митингах.
Самое интересное в биографии Жана Пина – это, наверное, его происхождение. Отец Пина – китаец Чэн Чжипин, эмигрировавший из Китая во Французскую Экваториальную Африку в 1930-х годах. Когда родился Жан, неопытный чиновник колониальной администрации, не знавший, как устроены имена в далекой Азии, записал его фамилией не фамилию отца – Чэн, а последний слог его имени – Пин. Кстати, это тот же иероглиф, что в именах Дэн Сяопина и Си Цзиньпина, «пин» означает «спокойствие».
Бунт спикера
29 февраля 2016 года Али Бонго начал свою кампанию. Для того, чтобы объявить, что он идет на второй срок, Али выбрал традиционно оппозиционный Порт-Жантиль, рассудив, что часть жителей города и обмен на такую честь проголосуют за него.