allseas.com
В конце августа 2016 года самое большое в мире грузовое судно Pioneering Spirit выполнило свое первое задание – за один день демонтировало и увезло верхнее строение нефтяной платформы YME Repsol Norge массой 14 тысяч тонн. Ввод в строй Pioneering Spirit открывает новые возможности для демонтажа и нового применения старых платформ, сотни которых стоят над опустевшими месторождениями.
Кладбище платформ
Когда более чем полвека назад нефтяники шагнули в море и стали строить на месторождениях искусственные «острова», мало кто задумывался над тем, что с ними делать, когда запасы нефти истощатся, скважины придется зацементировать, а платформы останутся стоять ржавеющими памятниками былых успехов.
Платформы мешали судоходству и рыбной ловле, а главное, вызывали протесты экологов. В 1995 году Greenpeace вынудила Shell отказаться от плана затопления платформы на месторождении Brent в Северном море. В 1998 году по настоянию экологов была подписана конвенция OSPAR по защите морской среды в северо-восточной Атлантике: с этого момента все платформы массой до 10 тысяч тонн в обязательном порядке подлежали демонтажу и вывозу на сушу.
Сейчас число ненужных платформ уже дошло до нескольких сотен – столько конструкций уже стали или в ближайшее время станут нерентабельными. Падение цен на нефть делает их эксплуатацию невыгодной, но существовавшие до этого системы демонтажа были слишком дорогими. Одновременно и технология строительства платформ, разработанная более полувека назад, не обеспечивала необходимой гибкости в освоении месторождений. Все это побудило инженеров искать новое решение накопившихся проблем.