68-летний Дурга Ками на занятиях в школе. Непал.

Navesh Chitrakar / REUTERS

Московская школа управления СКОЛКОВО

Это может показаться странным, но бизнесмены, уже стоящие во главе компании и многого добившиеся в жизни, продолжают учиться. И речь не только о формальном обучении в вузах: кто-то нанимает себе тьюторов по психологии или истории искусства, кто-то целенаправленно ездит по конференциям, посвященным какой-нибудь совершенно новой области знаний (например, искусственному интеллекту), кто-то слушает лекции онлайн или записывается на курсы в бизнес-школах.

Зачем? Во-первых, стремительно меняющиеся технологии не позволяют расслабиться. Если ты имеешь отношение к IT-бизнесу (а может, и не только к нему) и не разбираешься в том, что такое блокчейн или machine learning, то есть шанс, что через пару лет тебя просто выкинут с рынка.

Во-вторых, многие идеи рождаются на стыке двух или нескольких направлений: биология и IT, спорт и медицина, ретейл и искусственный интеллект. Мало быть специалистом в чем-то одном – нужно заставить себя погрузиться в другую область знаний.

Наконец, в-третьих, продуктивным оказывается сам процесс получения нового знания: он позволяет вытащить себя из текучки, завязать связи с новыми людьми, посмотреть на мир – или хотя бы на свой бизнес – со стороны.

Концепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) не нова – на Западе первые идеи непрерывного образования возникли еще в 1960-е годы, и сейчас примерно 40% европейцев трудоспособного возраста регулярно проходят повышение квалификации. Кто-то продолжает обучение для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, кого-то вынуждают это делать работодатели. Над предпринимателем или топ-менеджером обычно не стоит никто – они сами бросаются в учебу, сами выбирают, чем заняться. Мы попросили нескольких человек рассказать, почему они продолжают учиться и как именно они предпочитают это делать.

Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft:

«Надо не просто потреблять информацию, а творчески ее перерабатывать».

Я для себя понял, что сила знаний – в их комбинации. Помню, как в четвертом классе приболел и остался дома на месяц. Одноклассники сообщали мне по телефону домашнее задание, на подготовку которого у меня было много времени. В результате я на месяц опередил школьную программу, а потом у меня заметно повысилась успеваемость – из хорошиста я стал отличником-медалистом. Тогда я не осознавал, как это вышло, но потом понял, что освоил навыки самообучения. Получилась хорошая комбинация: школа как арена, где знания можно обсудить и уточнить + режим проактивности и опережения при самостоятельном обучении. Мне кажется, таким и должен быть эффективный образовательный процесс: даже если ты поступаешь в престижную бизнес-школу, но не занимаешь активную позицию, результат будет хуже.

Сейчас много возможностей учиться – вопрос в том, как выстроить процесс. Долгое время мне казалось, что учиться лучше прямо на работе – в современной компании всегда будут возможности для повышения квалификации. Из-за этого я какое-то время скептически относился к MBA. Но с опытом я понял, что истина где-то посередине – при помощи специальных образовательных программ можно открыть совершенно новые горизонты. Мои одногруппники по Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», например, рассказывали о вещах, которые я и вообразить себе не мог, мои представления о бизнесе и мировоззрение в целом заметно расширились.

Чтобы действительно хорошо усваивать знания, надо не просто стать потребителем информации, но и самому ее творчески перерабатывать. Например, читая книгу или слушая лекции, рекомендую открывать какой-нибудь редактор на компьютере и выписывать туда основные тезисы. Я это делаю в PowerPoint. Таким образом, у меня накапливается колода слайдов на разные темы – так я и информацию лучше запоминаю, и у меня остаются заготовки, которые можно использовать для выступлений и обсуждений.

Алексей Губкин, соучредитель компании Ginza Project:

«Учусь у французского философа».

Я всю учебу делю на два направления – прикладное (новые навыки или технологии, которые можно будет использовать в работе) и «для широты кругозора». Я люблю получать знания, которые практического применения не имеют, но зато развивают мозг и в сочетании порой дают интересные инсайты. Например, я изучаю философию, историю, теорию игр. У меня есть список книг, которые надо прочесть, и я стараюсь читать каждый день. В том числе и художественную литературу – недавно вот перечитал «Войну и мир», впервые со школы. Тогда мне страшно не понравилось, но папа говорил: «Вырастешь – поймешь». И он оказался прав, это действительно потрясающее произведение.

Люблю Coursera, проходил курсы по маркетингу, стратегическому планированию, лидерству. Вообще-то я не очень усидчивый, но составлял себе план и смотрел лекции в спортзале на беговой дорожке – все равно там целый час деваться некуда, надо себя чем-то развлечь. Кстати, спорт тоже развивает не только тело, но и когнитивные навыки – например, настольный теннис или тактическая стрельба учат осознанности и концентрации. Еще я много занимаюсь с преподавателями по скайпу. Французский философ помогает мне развивать мышление, учит думать более структурированно, решать разные задачи. В конце каждого занятия мне нужно резюмировать полученные знания – так я учусь формулировать на английском языке. Раньше я еще в конце каждого дня записывал, какие уроки он мне преподнес. Это тоже полезно – начинаешь более осознанно относиться к своему опыту.

А еще я очень люблю общаться и легко заражаюсь интересами и хобби людей из своего окружения. Мне интереснее получать широкий спектр знаний из разных источников, чем сильно погружаться во что-то одно. Раньше я из-за этого чувствовал себя некомфортно – в советской системе образования ценились узкие специалисты, а это совсем не мое. А потом понял, что это классно и полезно для бизнеса. Узкого специалиста всегда можно нанять или взять в партнеры, а широкий кругозор помогает мыслить творчески. Единственная сложность – как расставить приоритеты: все такое интересное.

Рубен Варданян, предприниматель, филантроп, заместитель председателя международного попечительского совета Московской школы управления «Сколково»:

«Учеба помогает мне посмотреть на себя со стороны».

Я думаю, что мы должны жить так, будто завтра умрем, а учиться так, как будто будем жить вечно. Надо периодически выдергивать себя из текучки – помните, как в «Том самом Мюнхгаузене»: «Каждый разумный человек время от времени должен себя вытягивать за волосы из болота»? И обучение – это не столько получение знаний, сколько возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить то, чем ты занимаешься, с тем, что происходит в мире.

Наконец, просто важно позволять себе на какое-то время выходить из безумного ритма, в котором мы находимся в бизнесе, и рефлексировать. Это очень полезное упражнение, которое можно делать разными способами – здесь каждый сам выбирает, как ему удобно. Я, например, стараюсь каждые два года ездить на короткие программы в международные вузы – Гарвард, Стэнфорд, Йель. Кроме того, у меня много менторов, но я считаю, что учиться можно не только у тех, кто старше тебя или добился известности и успеха. Можно узнать что-то новое от ребенка или от таксиста. Нужно только уметь общаться и не бояться быть открытым.

Егор Руди, сооснователь Eruditor Group:

«Сохранять “сознание начинающего”».

Мне кажется, что главный вопрос – не как эффективнее учиться, а как добавить страсти к развитию тем, у кого ее недостаточно. Но и в плане методов обучения у меня есть несколько своих лайфхаков.

Нужно, например, корректно выбирать источники знаний. Не быть всеядным. Ни в коем случае не брать книги «с полок». Я веду свой список источников, куда заношу книги, или статьи, или видео после того, как слышу про них от кого-то, кому доверяю. Обязательно сопровождаю источник комментарием – «кто порекомендовал и почему». Когда источник снова упоминается кем-то еще, поднимаю ранг. А когда есть время поучиться – беру текст или видео из топа. Сейчас в списке 135 позиций.

Сохранять «резонирующие» мысли из книг в Evernote, а потом пересказывать друзьям или сотрудникам. Это позволяет гораздо больше запомнить, понять и адаптировать новые знания под свои потребности.

Потреблять знание в контексте. Если готовлюсь к публичному выступлению – отложу все и буду читать про публичные выступления. Если занимаюсь больше продуктом – читаю источники на эту тему. Это точно добавляет усвояемости.

Я стараюсь не забывать регулярно задавать своим друзьям-предпринимателям вопрос «Назови лучшее, что ты прочитал за последнее время».

Еще нужно сохранять «сознание начинающего» (из одноименной книги Сюнрю Судзуки). Пробовать те вещи, про которые думаешь, что никогда не стал бы пробовать. Если я чувствую в себе отторжение к определенной теме – часто принимаю решение окунуться именно в нее. Такие штуки нередко развивают больше всего.

Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group:

«Хороший лектор может “зарядить” настолько, что сразу хочется сделать что-то свое».

Не учиться – скучно. Я 13 лет планировал, как выйду из бизнеса и начну отдыхать и жить полной жизнью. Но когда я вышел из оперативного управления, две недели было клево, через месяц я уже начал скучать, а через три месяца стало совсем плохо – мне никто не звонил, и казалось, что я совсем выпал из контекста.

У меня есть свой educational mix – набор образовательных форматов, которые для меня работают. На первом месте – глубокие модульные программы. Я их проходил в Стокгольмской школе экономики и в бизнес-школе «Сколково» (программа Executive MBA). На втором – профессиональные форумы, которые я сам довольно часто организовываю. В сжатое время ты можешь глубоко погрузиться в тему и пообщаться с интересными людьми. Ну и книги. Но я не умею учиться впрок: я начинаю погружаться в ту или иную тему, когда возникает необходимость.

В образовательных проектах лучше всего работает сочетание обучения и развлекательных форматов, тогда подключаются эмоции и возникает правильная динамика внутригрупповой работы. А вот онлайн-занятия мне не очень подходят, хотя я верю, что будущее за ними. Но мне пока непривычно сидеть и смотреть видео, больше нравится живое общение. Иногда выступление яркого лектора может зарядить настолько, что немедленно хочется сделать что-то свое – например, два года назад я услышал такую речь на форуме в Финляндии, вдохновился ею и сейчас организовал бизнес-форум «Атланты». Заряжаться энергией очень важно, и подобные мероприятия могут в этом помочь.

Андрей Грудин, генеральный директор группы компаний «Пионер»:

«Учусь по мере внутренней потребности».

Я получил три фундаментальных образования – инженерное, экономическое и Executive MBA в «Сколково». И все равно продолжаю периодически посещать курсы, семинары и лекции по важным для меня темам: стратегический менеджмент, лидерство, эффективные переговоры, тайм-менеджмент. Я не делаю это по расписанию – все зависит от внутренней потребности: иду учиться, если чувствую пробел в какой-то области или если накапливается желание систематизировать или пересмотреть уже накопленные знания. Например, мне показался очень полезным семинар Александра Фукса для владельцев бизнеса – он интересно рассказывает про управление бизнес-процессами именно с точки зрения собственника.

Мир не стоит на месте, и все время появляются новые поводы учиться. Из перспективных трендов я бы выделил социальное предпринимательство. Это хорошая альтернатива традиционному бизнесу – когда акцент смещается с простого получения прибыли на создание чего-то полезного для общества, например в области образования и здравоохранения.

Михаил Бройтман, генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнеры»:

«Мне важно получать обратную связь».

Работа тоже нас учит – это метод learning by doing. Но этого не всегда хватает – мир быстро меняется, появляются новые взгляды и подходы, и то, чему вы учились несколько лет назад, успевает устареть. Когда я учился в школе, калькулятор был большой редкостью, в институте я работал на ЭВМ, которая занимала целую комнату, а дискеты были диаметром сантиметров пятьдесят и шириной десять. А сейчас у всех ноутбуки и айпады. С появлением новых вызовов нужны и новые знания, но тут важно сохранять драйв, любопытство и открытость. Я закончил обучение в бизнес-школе «Сколково» в 2010 году, когда мне было уже 43 года. Не самый типичный возраст для таких занятий, но у меня появилась потребность в этом, так как у меня не было базового экономического образования, мне казалось, что даже после 15 лет работы будет нелишним проверить собственные знания. И я действительно не зря потратил время. Самым важным и интересным оказалось общение и интерактивные форматы – я начал общаться с людьми, с которыми по работе никогда бы не познакомился: предпринимателями из среднего и малого бизнеса, ретейла, медиабизнеса. Было интересно, как мыслят и чем живут другие люди – и преподаватели, и однокурсники.

Разбор кейсов – тоже очень важный момент в бизнес-обучении, да и в любом обучении. К сожалению, у нас высшее образование до сих пор что-то вроде спорта: соблюдай правила игры, и ты молодец. Например, надо выучить теорему и правильно воспроизвести ее на экзамене. В западных университетах подход другой: студент должен придумать осмысленный проект в какой-то области и доказать, что он имеет смысл. Поэтому нашим специалистам стоит больше тренироваться в разборе кейсов, обсуждении проектов и решении практических задач.