Си Цзиньпин и Александр Лукашенко, Пекин.

Си Цзиньпин и Александр Лукашенко, Пекин.

Jason Lee / REUTERS

В ближайшие дни руководители России и Белоруссии должны сообщить, удалось ли министрам энергетики двух входящих в Союзное государство стран согласовать – как обычно, после многомесячных переговоров – цену на газ на следующий год. Москва считает справедливым уровнем $100 за 1000 куб. м (сейчас Россия поставляет Белоруссии топливо по цене $132, но долг за прежние поставки превышает $125 млн), а Минск – $73 за 1000 куб. м. В преддверии заключительного раунда переговоров Белоруссия «профилактически» подняла тарифы на прокачку российской нефти по двум веткам нефтепровода с символическим названием «Дружба» сразу в полтора раза, а президент Александр Лукашенко совершил «исторический» визит в Китай, пытаясь договориться о новых кредитах и инвестициях.

Интрига по поставкам газа разрешится, с большой долей вероятности, очередным компромиссом (например, цена останется российской, но для оплаты топлива будет дан дополнительный кредит, а деньги продолжат поступать крайне нерегулярно). Однако в целом стоит признать, что российско-белорусские отношения, несмотря на те беспрецедентные уступки, на которые раз за разом идет Москва, остаются далекими от тех, какими могли бы быть связи между странами, претендующими на роль основателей и основных проводников евразийского интеграционного процесса.

В текущем году стало особенно заметно, что в политической сфере Минск все более активно ищет (и часто даже находит) поддержку вне пределов России. В феврале с президента Лукашенко и других членов белорусского руководства были сняты санкции Европейского союза, введенные в 2011 году, после чего глава государства немедленно заговорил о Беларуси как о суверенной и, что более важно, европейской стране. В сентябре в Минск для итоговых консультаций прибыла миссия МВФ, по итогам работы которой может быть принято решение о выделении Белоруссии очередного кредита на сумму до $3 млрд. В ходе уже упомянутого визита в Китай Лукашенко пытался добиться гарантий новых инвестиций в развитие гигантского индустриального парка «Великий камень», возводимого под Минском, который в случае успеха может стать самым крупным промышленным проектом за все годы белорусской независимости. Напротив, «на российском направлении» возникали все новые точки потенциальных конфликтов.