Здание информационного агентства РБК на Профсоюзной

Здание информационного агентства РБК на Профсоюзной

Алексей Зотов / ИТАР-ТАСС

На прошлой неделе «Роснефть» потребовала в суде взыскать с медиахолдинга РБК и трех его журналистов 3,12 млрд рублей за репутационный вред, причиненный статьей «Сечин попросил правительство защитить “Роснефть” от BP». Это рекордная сумма, если говорить о претензиях компаний к российским СМИ. Но, как стало известно Slon Magazine, 3 млрд рублей – лишь минимальная оценка ущерба, которую рассчитала по заказу «Роснефти» организация под названием Центр профессиональной оценки (ЦПО). Максимальный ущерб, нанесенный госкомпании публикацией РБК, специалисты этого центра оценили в 20,2 млрд рублей.

Как считали?

Как именно был высчитан размер ущерба, сама «Роснефть» не раскрывала. В кратком отчете ЦПО говорится, что исследование этого вопроса госкомпания заказала еще в апреле. Оценщик подошел к делу серьезно, запросив у профильных специалистов компании информацию по всем аспектам ее деятельности, в том числе о специфике взаимодействия с компанией BP, сказано в документе.

Для анализа рисков оценщик рассмотрел несколько сценариев:

– снижение капитализации компании после публикации РБК;

– расторжение совместных контрактов со стороны BP в связи со статьей РБК;

– повышение общего уровня рисков компании, связанных с взаимодействием с контрагентами (в частности, с BP).

Но ни о произошедшем падении капитализации, ни о расторгнутых контрактах «Роснефти» с контрагентами в заключении оценщика ничего не сказано. В итоге для того, чтобы рассчитать стоимость ущерба, ЦПО пришлось определить влияние «потенциального риска» потери крупного потребителя/контрагента на ставку дисконтирования (или на оценку будущих денежных потоков) компании. Ставка дисконтирования используется при оценке бизнеса компании: чем выше ставка, тем ниже оценка.