Здание «Башнефти» в Уфе

Здание «Башнефти» в Уфе

Sergei Karpukhin / REUTERS

«Роснефть» близка к покупке контрольного пакета национализированной два года назад «Башнефти». Правительство РФ разрешило госкомпании, возглавляемой Игорем Сечиным, приобрести 50,08% обыкновенных акций «Башнефти» за сумму не более 330 млрд рублей.

Сечин был готов купить пакет с солидной премией – примерно за 325 млрд рублей, чтобы отсечь всех конкурентов в борьбе за актив (прежде всего – частный «Лукойл»), писал в начале недели «Коммерсантъ».

Рыночная стоимость контрольного пакета «Башнефти» на Московской бирже на 17:56 мск составляла 233 млрд рублей. Вся «Башнефть» (с учетом привилегированных акций) оценивается рынком в 0,5 трлн рублей, «Роснефть» – самая дорогая российская компания – в 3,6 трлн рублей. Но Игорю Сечину еще есть к чему стремиться: ExxonMobil, самая дорогая из частных нефтегазовых компаний в мире, стоит сейчас $361,8 млрд, или 22,5 трлн рублей (и это притом, что по запасам углеводородов «Роснефть» превосходит американского гиганта).

Сечин рассчитывает на «синергетический эффект» от присоединения «Башнефти», которая в декабре 2014 года была национализирована. Прежнего владельца «Башнефти», основателя АФК «Система» Владимира Евтушенкова, власти обвинили в мошенничестве и отмывании денег при покупке акций башкирской компании. Но после того, как по решению суда «Башнефть» вернулась в госсобственность, бизнесмен был назван добросовестным покупателем, а все обвинения с него были сняты. Сам Евтушенков теперь вспоминает об этом неохотно и утверждает, что ему «абсолютно все равно», что еще государство может у него забрать.

Если представить, что «Роснефть» и «Башнефть» уже «вместе», добыча компании Игоря Сечина в одночасье выросла бы на 8% в нефтяном эквиваленте (здесь и далее расчеты произведены по данным за 2015 год). Вот какое место занимала бы объединенная компания среди мировых нефтегазовых гигантов.