Владимир Путин

Владимир Путин

Фото: REUTERS / Sergei Karpukhin

Единение народных масс вокруг президента после присоединения Крыма и превращения России в «осажденную крепость» – главный ресурс Владимира Путина, сохранивший ему популярность и давший карт-бланш на любые действия в стране и за рубежом. Но рейтинги падают: Левада-Центр опубликовал данные о снижении доверия ко всем институтам власти – от местного самоуправления до самого Путина. Доверие к президенту снизилось лишь на 6 пунктов, но другие данные дают основания предполагать, что падение может ускориться.

Сирия не Украина

Внешнеполитическое напряжение последних недель, когда МЧС проводит проверку готовности бомбоубежищ, а Дмитрий Киселев говорит, что «хамство по отношению к России имеет и ядерное измерение», сильно напоминает ситуацию двухлетней давности, когда тот же Киселев угрожал превратить США в радиоактивный пепел. Это неудивительно, когда реальное значение страны в мировой экономике падает, а военная риторика становится главным инструментом государственного управления. С каждым месяцем власть гораздо меньше говорит о грядущих перспективах, да и тому, что она пытается выдать за успехи в экономике, верит лишь четверть россиян. Впрочем, в возможность мировой войны граждане тоже не слишком верят.

Когда в 2014 году Владимир Путин в фильме «Крым. Путь на Родину» говорил о готовности России применить ядерное оружие, россияне воспринимали это как далеко зашедшую (по вине Запада, разумеется) «игру мускулами» – неотъемлемую часть образа великой державы, роль которой играла Россия и которую олицетворял Путин. Тогда россияне с охотно принимали роль зрителей в этом противостоянии, возможность соревноваться с мощнейшим противником компенсировала им неудачи в борьбе с коррупцией и отсутствие решений социальных проблем. И сейчас в число достижений Путина 40% россиян включают повышение боеспособности вооруженных сил, 34% – укрепление международных позиций.

Но последние несколько опросов указывают на снижение роли образа мировой войны в формировании общественного мнения. Опасение того, что война случится из-за Украины, упало с 54% до 29%. Интерес к войне в Сирии в целом намного меньше, чем к войне в Донбассе: эта тема значима лишь для 10–15% россиян, показывают опросы, в то время как в разгар украинского кризиса за сводками с фронтов следила треть граждан.

От геополитики популярность президента зависит больше, чем от экономических успехов страны или борьбы с коррупцией. Тем не менее, последние входят в список главных неудач Путина по мнению россиян. Так, в 2016 году число тех, кто считает, что Путин не преуспел в «повышении уровня жизни граждан, росте зарплат и пенсий», выросло сразу на 12 процентных пунктов и составило рекордные с 2004 года 27%.

Президент устал

Падает не только доверие к власти – снижается и символическая роль Владимира Путина, свидетельствуют опросы. Каждый месяц Левада-Центр предлагает россиянам назвать 5–6 политиков, которым они больше всего доверяют. За полгода количество упоминаний Путина снизилось на 11 пунктов – до 49%. Этот показатель все еще намного выше «докрымских» цифр 2010–2013 годов (тогда Путина называли всего 36% россиян), но это уже уровень 2009 года.