Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проходит Ла-Манш.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проходит Ла-Манш.

Gareth Fuller / PA Images / ТАСС

21 октября 2016 года единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» прошел через пролив Ла-Манш между побережьями Великобритании и Франции. Это событие вызвало ажиотаж на Западе, хотя российские корабли часто ходят в Средиземное море, и обычно через Ла-Манш. На самом деле важно другое: от итогов похода «Кузнецова» в Сирию может зависеть будущее новой программы строительства российских авианосцев.

Дежурный поход

Так сложилось, что авианесущие, десантные и еще несколько классов кораблей считаются наступательной военной техникой – оружием агрессии, а не самообороны. И когда единственный российский авианесущий крейсер, про который обычно толком неизвестно, где он и чем занимается, отправляется на войну в Сирию в период конфронтации Москвы с Вашингтоном по вопросам военного взаимодействия, пристальное внимание западного блока вполне объяснимо.

«Адмирал Кузнецов» был построен в 1980-х годах по проекту 1143.5 «Кречет» и поступил в состав Северного флота в 1991 году. Его водоизмещение составляет 61,4 тысячи тонн при длине 306 метров и ширине 71,9 метра. Авианесущий крейсер способен развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода – 8,4 тысячи миль (15,5 тысячи км). На борту могут базироваться 26 истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также 24 противолодочных вертолета Ка-27 или Ка-29, Ка-27ПС и Ка-31.

В настоящее время в авиагруппу «Адмирала Кузнецова» входят истребители Су-33 и учебные самолеты Су-25УТГ. Корабль вооружен противокорабельными ракетами, ракетами противоторпедной защиты, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами.

Вообще-то походы российских кораблей в Средиземное море нередки – с 1971 года в сирийском портовом городе Тартус действует 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ (сперва СССР, а потом России). Кроме того, в 2010 году российское руководство объявило о намерении активно развивать морские базы за рубежом. Этот шаг призван увеличить присутствие российского флота в Мировом океане за пределами территориальных вод России.

В общей сложности за последние десять лет корабли российского флота только лишь официально совершили сорок походов в Средиземное море.