Студенты Стэнфордского университета на лекции.

Студенты Стэнфордского университета на лекции.

Фото: Stephen Lam / Reuters

«К следующему понедельнику напишите свой некролог. Пожалуйста, отнеситесь к заданию серьезно, иначе вашему партнеру будет не с чем работать!» Такое задание я получила на своем первом занятии в Стэнфордском университете.

Год назад мой тогдашний босс Дерк Сауэр стал активно советовать мне поучиться за границей. Поначалу его идея мне совершенно не нравилась, ведь у меня уже есть кое-какое образование: бакалавриат экономфака МГУ, MBA в бизнес-школе Kingston University, несколько дистанционных курсов в разных университетах, двухнедельный курс в Гарварде. «С другой стороны, еще никто из начальников так настойчиво не желал тебе добра», – подумала я и решила поступать на одну из престижных мировых программ для журналистов.

В Америке есть три самых известных и востребованных журналистских программы (fellowships): в Гарварде, Стэнфорде и Колумбийском университете. Я поступала в Гарвард и Стэнфорд, меня приняли оба университета. Промучившись неделю, я решила, что хочу пожить в Кремниевой долине и отдохнуть от зимы, и выбрала JSK Fellowship. Участники этой программы получают стипендию и право 10 месяцев посещать любые курсы Стэнфорда, одного из самых престижных и, по-моему, просто лучшего университета в мире.

Выбор из сотен курсов десятков факультетов, институтов и школ внутри Стэнфорда до сих пор сводит меня с ума. Здесь можно провести как минимум несколько жизней, изучая все, что угодно, от антропологии и физиологии до атомной физики и социальных сетей, можно получить MA, MBA, Phd, быть fellow, teaching assistant и т.д. На составление списков, чего же я хочу и как все это совместить, ушло несколько ночей. В конце концов я сдалась и остановилась на том, что хотела изучать при поступлении.

Это, в частности, была Школа дизайн-мышления d.school (полное название – Hasso Plattner Institute of Design) – один из главных хитов Стэнфорда. Чуть более десяти лет назад ее создал Дэвид Келли, профессор инжиниринга и продакт-дизайна. Приверженцы «дизайн-мышления» легко опознаются по манере хаотично наклеивать разноцветные бумажные квадратики на любые свободные поверхности. Со стороны это слегка напоминает заброшенный дом сумасшедшего профессора из «Игр разума» (в конце концов, Джон Нэш преподавал в Принстоне). Однако в школу стоит очередь из желающих всех возрастов – от двадцатилетних студентов бакалавриата до опытных успешных бизнесменов. Здесь не присуждают ученых степеней, не ставят оценок, не дают дипломов. Дизайн, которому учат в d.school, не имеет никакого отношения к привычному значению этого слова, то есть к внешней красоте вещей. В школе Келли учат дизайну как процессу создания чего бы то ни было, ориентированного на потребности конкретного человека.