Акция дальнобойщиков «Улитка» в Санкт-Петербурге против системы «Платон».

Акция дальнобойщиков «Улитка» в Санкт-Петербурге против системы «Платон».

Фото: Сергей Николаев / Интерпресс / ТАСС

Власти объявили о повышении почти вдвое тарифов на проезд грузовиков по федеральным трассам. Год назад введение платы спровоцировало массовые протесты дальнобойщиков. Большегрузные фуры устраивали на магистралях, в том числе на МКАД, акции-«улитки», двигаясь с минимальной скоростью, а хакерам удалось взломать сайт системы с философским названием «Платон». Волну подхватил и борец с коррупцией Алексей Навальный. Дело в том, что прибыль от работы системы получает Игорь Ротенберг – сын бывшего спарринг-партнера Владимира Путина по дзюдо Аркадия Ротенберга. Ротенберг-младший владеет 50% оператора системы «Платон» – компании «РТ-Инвест Транспортные системы», которая ежегодно получает от государства за свои услуги более 10 млрд рублей.

Правительство решило пойти на компромиссный вариант: оставить систему, но снизить тарифы с 3,73 рубля за километр до 1,53 рубля, а также предоставить перевозчикам льготы по транспортному налогу. К концу прошлой зимы протесты сошли на нет, и вот накануне годовщины «Платона» (запущен 15 ноября 2015 года) тариф наконец решили повысить.

Как работает «Платон»?

Сейчас платить за проезд по федеральным автодорогам обязаны все грузовики массой более 12 тонн. Собранные деньги идут в Федеральный дорожный фонд и тратятся на ремонт трасс, которые страдают от проезда по ним большегрузного транспорта, – в этом основная идея системы.

По российским дорогам колесит около миллиона 12-тонных грузовиков, к «Платону» подключено более 770 тысяч машин. С прошлого ноября они пополнили дорожный фонд на 16,1 млрд рублей. На эти деньги было отремонтировано более тысячи километров дорог в 25 регионах России, отчитались в Минтрансе.

Что будет с тарифами?

Сейчас перевозчики платят по 1,53 рубля за каждый километр проезда по федеральной трассе. Тариф не менялся с самого начала действия системы.

Первоначально власти хотели брать с дальнобойщиков по 3,73 рубля за километр, однако после протестов согласились на временную скидку.

Теперь с февраля 2017 года тариф будет повышен до 2,6 рубля на километр, предлагают в правительстве. В июне того же года километр проезда подорожает для большегрузов до 3,06 рубля.

Сколько потеряло и может потерять государство?

За весь 2016 год Минтранс прогнозирует поступления от «Платона» в дорожные фонды в размере 20 млрд рублей. Если бы протестов не было и дальнобойщики смирились с первоначальным тарифом 3,73 рубля, эта сумма могла бы составить 49 млрд рублей. Правда, этот простой подсчет не учитывает того, что при такой стоимости проезда больше водителей уклонялись бы от уплаты взносов и общие поступления могли бы оказаться меньше.

С учетом поступлений от «Платона», заложенных в проект федерального бюджета до 2019 года (в них пока значится тариф 1,53 рубля), можно предположить, сколько заработает или заработало бы государство при разных тарифах за ближайшие три года.