Сергей Гуриев в Париже.

Сергей Гуриев в Париже.

Фото: Antoine Gyori / Corbis / Getty Images

Чуть более года назад Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил, что летом 2016 года Сергей Гуриев начнет работать в банке главным экономистом. Гуриев, один из лучших российских экономистов, долго возглавлял Российскую экономическую школу, а в 2013 году покинул страну после нескольких вызовов на допросы и обыска в рамках «дела экспертов», якобы получавших финансирование от ЮКОСа.

В России Гуриев занимался не только наукой и образованием, но и просвещением. Его составленная из колонок в «Ведомостях» книга «Мифы экономики: заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики» – одна из лучших русскоязычных популярных книг по экономической политике. 11–12 ноября Гуриев впервые с 2013 года приедет в Москву. Накануне этой поездки экономический обозреватель Борис Грозовский по просьбе Republic поговорил с Гуриевым о его миссии в ЕБРР и новом понимании перехода к рынку (разговор состоялся 7 ноября, еще до результатов выборов в США, комментировать их сейчас Гуриев не стал).

– Сергей, какие у вас первые ощущения от работы в ЕБРР? Сильно ли эта работа отличается от академической сферы?

– В ЕБРР я занимаюсь исследовательской работой, руковожу командой исследователей. Но в банке у главного экономиста есть целый ряд и других функций, и это новые интересные вызовы. Формально я присоединился к банку немногим более двух месяцев назад, но в качестве консультанта помогал ему и раньше, в том числе работать над только что опубликованным Transition Report 2016–2017 (ежегодный доклад ЕБРР о развитии переходных экономик). Кроме того, я помогал банку работать над Transition Concept (новая концепция самого понятия успешного перехода к рынку), которая была принята советом директоров банка на прошлой неделе. Это новое определение банком своей миссии: какую именно рыночную экономику он хочет построить в странах, в которых проводит операции. Работа над Transition Report 2016–2017 продолжалась около года.