Удивительное дело: уже сейчас операторы заявляют о том, что смогли распродать приличное количество летних туров. Что кое-какие группы в июле – августе уже наполовину сформированы. И это в кризис, когда люди либо отказываются от не слишком нужных затрат, либо переносят покупку дорогостоящих услуг на самый последний момент? Этак ведь можно и вовсе остаться без отдыха в приличной гостинице на хорошем курорте, если не подсуетиться заранее! Опасения безосновательны. Если и есть опасность остаться без путевки, то разве что без путевки за смешные деньги – иначе придется ждать «горячих» распродаж. Это сейчас туры на июль – август могут бойко продаваться – но ведь и операторы сейчас массово предлагают скидки за раннее бронирование. А они могут быть достаточно велики: в Турции, например, такие скидки доходили до 50%. Летом таких цен не будет. В рублях они должны быть почти на том же уровне, что и год назад. Не больше – но и не меньше, ибо именно на такие цены и рассчитывали операторы, контрактуя места в отелях и кресла в самолетах. Лучшее, на что можно будет рассчитывать – $500 – 600 с человека в неделю в четырехзвездочном отеле – и это в либеральном Египте. Представители туроператоров утверждают, что на дальнейшее снижение цен отели вряд ли пойдут: для них это будет означать работу в убыток. Да и без посетителей отели вроде бы не должны остаться: в этом году мировой туристический рынок, по прогнозу IPK International, сократится максимум на 2%, причем, скорее, за счет дальних направлений. Те же европейцы выбирают что поближе и подешевле – а значит, готовы предпочесть Таиланду и Бали те же Кемер и Хургаду. Если бы цены зависели только от себестоимости услуг, мы бы никогда не дождались недельных туров в Грецию за 100 евро, как было в прошлом году. Увы и ах, цены на отели в первую очередь определяет то же самое, что и стоимость всех остальных товаров и услуг – баланс спроса и предложения. С предложением все хорошо, а вот спрос ведет себя совсем не так, как хотелось бы отельерам. Начало сезона это уже показало. В некоторых странах отельеры до начала сезона и не думали снижать цены: мол, туристы, и тем более русские, и так поедут. Практика показала, что это далеко не так. В итоге начали «падать» курорты в Турции, в Хорватии и Черногории. Возможно, что это только первый знак. С началом высокого сезона у отельеров не останется никаких иллюзий относительно реального спроса, и им придется пойти на уступки. Стоит присмотреться к путевкам месяца через полтора.