Первый вопрос китайскому миллиардеру Джеку Ма на экономическом форуме в Давосе был вполне предсказуем: все хотели знать, что основатель интернет-ретейлера Alibaba обсуждал на недавней встрече с избранным президентом США Дональдом Трампом. «Это была продуктивная встреча. Намного лучше, чем я ожидал», – улыбался Ма. Выступление бывшего учителя английского языка, а теперь одного из богатейших людей Китая в Давосе длилось всего 30 минут, но за это время он успел рассказать, почему США неправильно тратили деньги последние 30 лет, зачем Alibaba пришла в Голливуд и в чем заключается его концепция «30–30–30», которая должна изменить мир.
О чем говорить с президентом?
Встреча Джека Ма с Дональдом Трампом состоялась за неделю до форума в Давосе. Инициатором был Трамп. Когда китайский бизнесмен первый раз получил приглашение встретиться с избранным президентом США, то не воспринял его всерьез: «Я подумал: это правда или нет? Я не был готов к этому, я не знал, о чем с ним говорить». Но потом его попросили о встрече еще и еще раз, а в конце концов передали приглашение через друга. О чем глава Alibaba говорил с Трампом? О торговле, сельском хозяйстве и малом бизнесе.
«Я смотрел все новости и слышал, что [о нем] говорят. Но Трамп оказался человеком широких взглядов. Он был рад услышать то, что я хотел ему сказать. Поэтому я считаю, что выиграл от встречи», – доволен Ма.
Тридцать лет назад, когда Ма выпустился из университета, у США, по его словам, была только одна стратегия – отдавать все производство на аутсорс в Мексику, Китай и Индию. «Я думаю, это была отличная стратегия. Американцы хотели заниматься развитием технологий и держать все бренды», – говорит Ма, напоминая, что на глобализации американские компании заработали миллиарды долларов. В качестве примера Ма рассказал историю о том, как он хотел купить пейджер компании Motorola: «Он стоил $250. Моя зарплата как учителя была $10 в месяц. А реальная стоимость этого пейджера – $8 за чип». Microsoft, IBM, Cisco и другие компании за тридцать лет заработали денег больше, чем у четырех крупнейших банков Китая, вместе взятых, рассуждает Ма. Но на что они были потрачены?