Босх. Семь смертных грехов.  Чревоугодие

Босх. Семь смертных грехов. Чревоугодие

Все мы время от времени корим себя за отсутствие силы воли. Съел лишнее, отвлекся от работы на фейсбук, предпочел полезной книге бесполезный сериал – все это мы привыкли объяснять сиюминутной слабостью, именно ее мы виним во многих неправильных решениях. Понятиями силы воли и самоконтроля оперирует наука, нейробиологи исследуют, как действуют эти механизмы в мозге, а множество психологов и коучей предлагают нам советы, как улучшить самоконтроль и стать более собранной и правильной версией самих себя. Однако сегодня концепция силы воли переживает не лучшие времена – некоторые ученые сомневаются в том, следует ли нам вообще обращаться к ней.

Идеи о силе воли и самоконтроле можно проследить как минимум до раннего христианства. Блаженный Августин, живший в IV–V веках, описывал свободную волю человека как единственно верный способ избежать грехопадения. В эпоху Просвещения шотландский философ Дэвид Юм и другие рассматривали волю как главный источник активности человека, хотя Юм и отрицал свободу воли, настаивая на том, что поступки – результат эмоциональных импульсов. В XIX веке, когда религия теряла свою силу, мыслители рассуждали о том, сможет ли необразованный народ сохранить высокие моральные стандарты, и самоконтроль стал обсессией. Именно тогда появились первые «руководства» по самоконтролю, проповедовавшие «самоотрицание» и неустанную стойкость. Первое словарное упоминание силы воли в Оксфордском словаре 1874 года относилось к пьянице, в котором «деградировавшие аппетиты победили моральную силу».