Путинское словоОдно разорениеДорогие отели

«Евровидению» в нашей стране в последнее время уделяется непропорционально много внимания. Стоит вспомнить только победу Димы Билана год назад – это событие отмечалось чуть ли не пышнее, чем День Победы незадолго до этого. Да и в этом году российские правители уделяют этому, в общем-то, заурядному конкурсу огромное внимание: по данным Slon.ru, Мининформсвязи распространило приказ, запрещающий операторам связи проводить профилактические работы во время проведения «Евровидения», чтобы не помешать россиянам отдать свой голос за любимого исполнителя по время телеголосования. Обычно такие распоряжения издаются на время самых важных государственных праздников и мероприятий – например, Дня Победы или дня выборов. ПУТИНСКОЕ СЛОВО
Год назад трио певца, скрипача и фигуриста все-таки смогло завоевать доверие европейского жюри – что означало, что в следующем году «Евровидение» будет принимать именно Россия. Московского мэра Юрия Лужкова это известие явно не обрадовало. Варианты были: в числе кандидатов на проведение «Евровидения-2009» заявлялись и Санкт-Петербург, и Сочи. По сути, проводить конкурс можно было в пустом поле. Благо примеры есть: так, в 1993 году Ирландия, в очередной раз победившая на конкурсе, выбрала местом размещения деревеньку с полуторатысячным населением. Лишь бы в окрестностях были гостиницы или любые другие места для достойного размещения певцов, обслуги и журналистов. Премьер Владимир Путин, однако, не отвыкший от президентского титула, еще в прошлом июле четко заявил: «Евровидение» пройдет именно в Москве. И точка. Пришлось подчиниться. Мероприятие, несмотря на кризис, выйдет достаточно затратным. По оценкам члена оргкомитета «Евровидения-2009» Валерия Виноградова, только бюджетных средств на него будет потрачено 200 млн. рублей. Общая же сумма затрат и вовсе приближается к $50 млн. Что и неудивительно – только под рекламу конкурса пойдет около 60% всех находящихся в ведении города рекламных щитов. Благо, в связи с кризисом, свободных поверхностей достаточно. Плюс 5500 афиш, плюс 50 видеоэкранов – и это не считая оформления СК «Олимпийский», где и пройдет конкурс. ОДНО РАЗОРЕНИЕ
Что получит Россия в результате этого мероприятия? Вряд ли можно ожидать притока туристов, впечатленных красотами российской столицы. Это было бы сейчас как нельзя более кстати: по данным комитета по туризму Москвы, в первом квартале этого года количество приехавших в столицу иностранцев снизилось сразу на 19%. Однако поправить дела за счет ярких мероприятий вряд ли получится: как показывает практика, например, «Интуриста», практически все приезжающие в Россию туристы не возвращаются сюда по второму разу. Более того, они слабо реагируют на рекомендации – значительная часть посещающих нашу страну иностранцев просто объезжают мир, и Россия – лишь очередная остановка на их пути. Но, может, Россия получит пиар на государственном уровне? Без этого не обойтись. Но пиар пиару рознь. Незадолго до того прошедшая «оранжевую революцию» Украина в 2004 году также выиграла право принять на своей территории очередное «Евровидение». Однако конкурс обернулся скандалом: как оказалось, к маю 2005-го Украина так и не смогла построить достаточное количество отелей, многим приехавшим на мероприятие гостям конкурса, журналистам и фанатам пришлось ютиться там, где придется. И ладно бы пиар: Латвия, принимавшая «Евровидение» в 2003 году и истратившая на это весь свой бюджет на поддержку туризма, 26 млн. евро, никакой существенной отдачи от этого мероприятия так и не получила. ДОРОГИЕ ОТЕЛИ
То же может произойти и в России. Некоторые из делегаций уже успели объявить о том, что никоим образом не согласны мириться с запредельными ценами в столичных гостиницах и будут искать жилье с помощью дипломатических представительств собственных стран. На помощь тут же пришла Федеральная антимонопольная служба, которая возбудила дело по поводу монопольного сговора четырех московских гостиничных операторов. Обвинение ФАС гостиниц в сговоре выглядит, мягко говоря, надуманным. Обвинить в монопольном сговоре четыре компании, управляющие гостиницами с общим номерным фондом всего лишь в полторы тысячи номеров, при том, что гостиничный фонд Москвы составляет более 50 тысяч номеров – для этого нужна большая фантазия. Да и закон об ограничении конкуренции применим лишь в том случае, если лицо или группа лиц занимают не менее трети рынка – а в данном случае это явно не так. К тому же, по данным Colliers International, сейчас заполняемость московских гостиниц снизилась до крайне скромных 52% – что же мешает разместить в Москве всего лишь около шести тысяч иностранных делегатов и фанатов, которые, как ожидается, прибудут в столицу на финал? В общем-то, ничего. Места под официальных участников давно забронированы в двенадцати гостиницах. В одном только «Космосе» на 1700 номеров под гостей «Евровидения» забронировано 800 мест. Так в чем сыр-бор? Всего лишь в ценах. Они, упавшие на 40% зимой, вдруг выросли в мае. Желание подзаработать? Конечно. Ведь май, так уж сложилось, для московских отельеров – высокий сезон, когда в столице идут многочисленные выставки типа «Связь-Экспокомм». И каждый год гостиницы именно в этом месяце повышали ставки на треть. И кто же откажется от лишних денег, если спрос начинает быстро расти? А при чем же тут внимание ФАС? Так ведь «Евровидение» – особый объект заботы Владимира Путина. И, судя по всему, популярных певцов он любит куда больше, чем футбол – ибо год назад, когда российские гостиницы ломились от английских болельщиков, приехавших на финал «Лиги чемпионов», никто и не подумал расследовать причины резкого завышения тарифов российскими гостиницами.