Чартеры подкосило – Неудачное спасение — Надежда на государство
В конце прошлого лета пошел на дно авиа-альянс AiRUnion, нынешний туристический сезон может забрать еще как минимум одного крупного перевозчика – «Атлант-Союз», который в прошлом году помогал развозить пассажиров AiRUnion. Согласно опубликованным вчера данным Росавиации, в марте контролируемый правительством Москвы «Атлант-Союз» перевез на 63,9% меньше пассажиров, чем годом ранее. Авиакомпания упала куда глубже рынка в целом, который снизился на 21,8%.
Чартеры подкосило
Статистическими флуктуациями дело не объяснишь. Перевозки «Атлант-Союза» падают с начала года, и в январе – феврале результаты авиакомпании были немногим лучше, чем в марте – показатели снизились на 59,8%. Как объяснить такое невезение? Первое, что приходит в голову – подвела чартерная специализация компании. Чартеры используются в основном на туристических направлениях, а турпоток начал резко сокращаться уже зимой, в среднем – на 30% по сравнению с прошлым годом. Но результаты других авиакомпаний, специализирующихся на туристических направлениях, выглядят куда более обнадеживающими: если SkyExpress перевезла в марте на 30,8% меньше пассажиров, чем в прошлом году, а «ВИМ-Авиа» – на 26,4%, то показатели «Оренбургских авиалиний», напротив, выросли на целых 35,1%. И даже новички вроде «Глобуса» (принадлежит частным владельцам S7 Airlines) или Nord Wind чувствуют себя неплохо: обе компании смогли пробиться в Топ-15 российских перевозчиков, причем Nord Wind перевез своих 46 тыс. пассажиров всего на четырех среднемагистральных Boeing-757.
Неудачное спасение
В чем же проблема с «Атлант-Союзом»? В первую очередь – в перегруженности долгами. Возникли они, кстати, как раз из-за того, что компания прошлым летом перехватила транспортные потоки рухнувшего AiRUnion. Тогда идея заменить обанкротившегося перевозчика из Топ-5 выглядела очень привлекательной: компания одним махом получала доступ к широкой регулярной сети альянса и потому называлась ядром будущего государственного авиа-альянса. Все это – считай, даром: хотя «Атлант-Союз» влез в долги, и в том числе получил 24 000 т. авиакеросина из Росрезерва, эти долги государство пообещало компании компенсировать. Правда, сразу же после удачно проведенной операции спасения в Россию пришел кризис, и государству стало уже не до проблем не самого большого перевозчика. Работать с перегруженными долгами авиакомпаниями сегодня оказалось крайне опасно. AiRUnion, потянувшая за собой на дно и некоторых своих партнеров, таких как заправщик ТОАП, продемонстрировала это предельно ясно. Туристические компании уже начали отказываться от услуг перевозчиков, которые ненароком могут стать банкротами. К тому же на рынок чартеров, где спрос и так упал, вышли новые игроки с более качественной и эффективной техникой, и не только небольшой Nord Wind. Вернулся ушедший несколько лет назад с чартерного рынка «Аэрофлот», как раз сейчас активно закупающий новенькие Airbus. «Атлант-Союзу» с его менее экономичным флотом, основу которого составляют Ил-86 и Ту-154М, с такими конкурентами тягаться было сложнее.
Надежда на государство
Сейчас «Атлант-Союз» срочно требует помощи, иначе уже после 15 мая компания угрожает прекратить свою деятельность. Получит ли она ее – для туриста не столь важно. Ибо проблемы есть не только у одного работающего на туристических направлениях авиаперевозчика. Как быть туристу, если вдруг обанкротится авиакомпания, с которой работает его туроператор? Прогноз неутешительный. Вообще-то голова об этом должна болеть у самого туроператора – в конце концов, это его контрагент не может выполнить обязательства. Туроператор может требовать деньги в суде и платить другой авиакомпании за вывоз своих туристов. Но откуда у операторов, и так работающих с минимальной рентабельностью, возьмутся деньги в кризис? Конечно, турист может требовать возмещения со страховой компании, благо по закону все клиенты туроператоров застрахованы. Но объем фингарантий на одного оператора сегодня составляет всего 10 млн рублей, которых может и не хватить. Успеет ли Госдума увеличить его для крупных игроков вдесятеро – еще вопрос. И хорошо, если турист еще не успел никуда улететь, но кому подавать иски, находясь на берегу средиземноморского курорта? Надеяться можно разве что на государство. Правда, выдавая разрешения на выполнение чартерных рейсов на этот сезон, Росавиация ориентировалась не столько на финансовое состояние авиакомпаний, сколько на наличие у тех резервных бортов для замены сломавшихся самолетов, что было актуально еще прошлым летом, но вряд ли слишком актуально сейчас. Остается лишь верить, что государство не допустит банкротства авиакомпаний в разгар туристического сезона. В конце концов, прошлым летом государство не спасло AiRUnion, где ему полагался контрольный пакет (споры об этом шли несколько лет и не утихали до самого краха альянса). Позволить теперь рухнуть еще и компании, подконтрольной правительству Москвы? Да пусть даже и частному перевозчику – туристы этого не простят. Только, похоже, помогать попавшим в беду пассажирам обанкротившегося перевозчика другие авиакомпании будут только на условиях предоплаты: опыт «Атлант-Союза» показывает, что верить государству на слово крайне опасно.