Причиной крушения самолета Ту-154 в Сочи могла стать потеря пилотом ориентировки в пространстве, вызванная «иллюзорным восприятием действительности». Об этом пишет «Коммерсантъ».

Через 60 секунд после начала полета лайнер двигался со скоростью 360–370 километров в час, находясь на высоте 250 метров, после этого пилот прекратил набирать высоту. Восемь секунд самолет снижался, заложив за это время вираж влево, из-за чего при падении крылья Ту-154 располагались под углом 55 градусов к горизонту.

«Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине – лишь на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: “Командир, мы падаем”», – отметило издание.

Эксперты подчеркнули, что на предупреждение штурмана пилоты не отреагировали, так как параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя».

Поведение пилотов, по информации газеты, объяснили спецификой ночного вылета: «После отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру».

Как пояснили специалисты, после того, как из поля зрения пилота пропадают ориентиры, его «инстинкт самосохранения» подталкивает ориентироваться не на показания приборов, а на «команды своего вестибулярного аппарата».

«В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий», – пояснил «Коммерсантъ».

Об иллюзорном состоянии пилота свидетельствует также «дрожащий» график крена Ту-154 в последние секунды полета.

При этом некоторые эксперты объяснили эти показатели неисправностью системы регистрации параметров. Против данной версии также свидетельствует неисследованная роль второго пилота – Александра Ровенского, так как «у двух пилотов сразу иллюзии возникнуть не могли».

Эта версия появилась у следствия после реконструкции специалистами последнего полета Ту-154 по данным самописцев. Эксперты установили, что через несколько секунд после вылета с аэродрома Адлера в Сирию второй пилот Александр Ровенский убрал шасси, о чем сообщил командиру Роману Волкову. Далее он скомандовал убрать выпущенные закрылки. Как подчеркнула газета, «с ними тоже не возникло никаких проблем».

По мнению специалистов, фразу «закрылки, сука» Волков произнес не из-за неисправности рулей, а, возможно, из-за того, что он запоздал с командой и на уборку, за что «эмоционально укорил сам себя».

На борту самолета Ту-154, потерпевшего крушение 25 декабря, находились 92 человека, все они погибли. Среди пассажиров были руководитель фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, съемочные группы «Первого канала», НТВ и «Звезды», а также руководитель и артисты ансамбля имени Александрова, летевшие поздравить российских военных в Сирии с Новым годом.

В январе «Коммерсантъ» писал, что причиной крушения эксперты считают ошибку экипажа, но из-за проблем с расшифровкой бортового самописца не было установлено, какие именно ошибки совершили пилоты.