Косово удается пережить кризис легче, чем соседям. Отчасти потому, что краю не привыкать к трудностям, отчасти из-за политической поддержки Европы. Экономики стран Центральной и Восточной Европы пострадали от кризиса больше западноевропейских. Среди них в лучшую сторону выделяются страны, вовремя присоединившиеся к зоне евро – Словения и Словакия. Обе перед присоединением прошли долгий подготовительный период, чтобы выполнить Маастрихтские критерии. Но в Восточной Европе есть две страны, которые перешли на евро явочным порядком – просто отказавшись от обращения национальной валюты, они использовали вместо нее сначала немецкую марку, а затем евро. Это Черногория и Косово. В кризис упали экспортные доходы всех развивающихся экономик. Те, кто пользуется чужой валютой, должны оказаться в крайне затруднительном положении. В случае Черногории это так и есть, однако полупризнанное Косово парадоксальным образом пострадало меньше. Отчасти потому, что местный уровень жизни и без того один из самых низких в Европе. Отчасти потому, что Запад снабжает Косово «прожиточным минимумом» евро по политическим причинам. Впрочем, в понедельник 11 мая Косово официально приняли в МВФ. Может, Запад хочет, наконец, пересадить Косово с дотаций на официальные кредиты? Ниже некуда | Все ввозить, ничего не вывозить | Политические деньги


Заголовок
Подзаголовок

2006

2007

2008

ВВП, номинальный, млн. евро

3 182

3 424

3 804

ВВП на д.н., евро

1 515

1 611

1 759

Темп прироста реального ВВП

4,0%

3,9%

5,4%

Среднегодовой ИПЦ

0,6%

4,4%

9,3%

ИСТОЧНИК: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОСОВО

Ниже некуда

Хорошей жизни в Косово не было последних 70 лет – даже во времена относительно благополучной социалистической Югославии эта провинция жила за счет дотаций из центра и считалась беднейшей территориальной единицей страны. Война 1998 – 1999 гг. привела к массовым миграциям населения, уничтожению значительной части инфраструктуры и производственного потенциала, расцвету «черного рынка» и скачкообразному росту безработицы. Однако, несмотря на столь негативный бэкграунд, новейший экономический кризис особыми неприятностями косоварам не грозит – уровень жизни в этом полупризнанном государстве настолько низок, что падать дальше ему просто некуда, а косовская экономика, в силу своей неразвитости, не так сильно подвержена стрессам, которые в настоящее время испытывают мировые рынки. Говорить о самодостаточности Косова как экономического организма очень трудно – бюджет провинции в значительной мере формируется за счет внешних источников. Так, только в 2007 г. диаспора косоваров, насчитывающая почти 500 000 человек, большинство из которых проживают в США, Канаде и Западной Европе, отправила на историческую родину порядка €450 млн – эта сумма составила почти половину тогдашнего бюджета провинции. Не менее значительной является и помощь международного сообщества – с момента фактического выхода Косова из-под юрисдикции Белграда летом 1999 г. ООН, ЕС, США и остальные доноры вложили в оздоровление экономики края не менее €3,6 млрд . Общая доля иностранной помощи, по оценкам экспертов, колеблется у отметки в 34% ВВП – одна только ООН в 2007 г. закачала в Косово более €200 млн . «Тем не менее, серьезного позитивного эффекта добиться не удалось. В Косове по прежнему нет привлекательного инвестиционного климата, не решены серьезные имущественные вопросы, нет рабочих мест, процветают все виды криминального бизнеса – от наркоторговли, чей оборот составляет более миллиарда евро в год, до контрабанды и проституции. В настоящее время Косово – своеобразное бизнес-гетто», – констатирует глава Экономического совета Демократической партии Сербии Ненад Попович, отвечавший в правительстве Воислава Коштуницы за проекты по развитию южных районов Сербии и Косова. Слова г-на Поповича подтверждает статистика – по данным правительства в Приштине, в 2007 г. средний годовой доход на душу населения в крае не превысил 1500 евро – это худший показатель не только на Балканах, но и во всем Старом Свете. Уровень безработицы при этом, по данным Bloоmberg, уже несколько лет подряд не опускается ниже отметки в 50% – каждый второй трудоспособный косовар не может найти легальный способ заработать на жизнь.

Все ввозить, ничего не вывозить

Промышленности, в ее классическом понимании, в крае практически нет, если не считать нескольких предприятий, таких как мясокомбинат Flor-En, пивзавод Peja Brewery, табачная фабрика Tobakos/Albatroniks, цементный завод SharrCem. Горно-обогатительный комбинат «Трепча» не работает, угольная промышленность, являвшаяся хребтом довоенной экономики края, дышит на ладан, практически остановлена разработка месторождений цинка и свинца. Косовская энергетическая корпорация (КЭК), генерирующая 800 МгВт в день, способна обеспечивать лишь 80% потребностей края в электричестве – из-за этого в ряде районов Косова, населенных преимущественно сербами, регулярно отключают подачу электроэнергии. «До войны в крае было около 400 средних и крупных промышленных предприятий. Сейчас, после приватизации, 80% из них работу прекратили, и рассчитывать на то, что она будет возобновлена, крайне затруднительно», – так перспективы косовской промышленности оценивает приштинский экономист Ибрахим Реджепи.

Заголовок
Подзаголовок

2006

2007

2008

млн. евро

% к ВВП

млн. евро

% к ВВП

млн. евро

% к ВВП

сальдо платежного баланса

-444,2

-14,0

-558,9

-16,3

-727,8

-19,1

в т.ч. товары

-1 142,1

-35,9

-1 341,1

-39,2

-1 648,0

-43,3

прямые иностранные инвестиции

248,7

7,8

421,2

12,3

357,4

9,4

денежные переводы

467,1

14,7

521,7

15,2

535,8

14,1

из них переводы работающих за рубежом

317,7

10,0

319,3

9,3

n/a

-

помощь UNMIK* и других доноров

360,5

11,3

426,9

12,5

n/a

-

ИСТОЧНИК: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОСОВО

Логичным последствием описанного выше состояния косовской экономики является катастрофический дефицит внешнеторгового баланса. Если верить приштинской статистике, в 2007 г. объем импорта составил €1,5 млрд , в то время как экспорт не превысил €150 млн . Не лучше выглядит и динамика ВВП Косова – в последние три года этот показатель, несмотря на все усилия местной администрации и международного сообщества, снижался на 2-3% в год. Нельзя не упомянуть и о внешнем долге провинции в размере $1,2 млрд – он составляет почти более трети ВВП Косово. «Ничего удивительного тут нет – 75% экономики Косово составляет сфера услуг. Мы почти ничего не производим, поэтому и вывозить нечего. А изменить ситуацию своими силами правительство края не может – не хватает ресурсов. Остается надеяться на помощь международного сообщества», – констатирует Реджепи. Надежды эти, несмотря на экономический кризис, вполне реальны – осенью 2008 г. Брюссель подтвердил свое намерение вложить в инфраструктурные проекты на территории Косова не менее 2 млрд евро в течение ближайших четырех лет. «Это даст новые рабочие места, сделает возможными частные инвестиции, одним словом – переломит ситуацию», – поясняет Реджепи. В эту же канву укладывается и желание Приштины стать членом таких организаций, как МВФ и Всемирный банк (показательно, что официальный Белград против этих планов косоваров ничего не имеет). Заявка на членство была подана властями края почти сразу после провозглашения независимости – Косово нуждается в доступе к «респектабельным» кредитным ресурсам, способным позитивно повлиять на колеблющихся иностранных инвесторов. Пока что они не слишком расположены к вложениям в неспокойную провинцию – так, норвежская компания Norway Invest R&O AS после печальных результатов своей работы с краевой администрацией весной 2009 г. (норвежцы считают, что косовские власти их кинули) начала интернет-компанию под лозунгом »Don't invest in Kosovo", требуя от международного сообщества создания в провинции нормальных условий для ведения бизнеса. Тем не менее, к настоящему времени в крае работают несколько крупных западных компаний, таких как McDonalds, Raiffeisenbank, или автосалоны Porsсhe и Audi. Местные же лидеры особой эффективностью не отличаются – в 2008 г. совокупная прибыль трех самых успешных косовских компаний – телекоммуникационной PTK, страховой Dukagjini Group и цементной SharrCem – не превысила €60 млн.

Политические деньги

Уникальность Косово в том, что его бюджет формирует не только экономика, но и политика. Косово не имеет своей валюты, использует евро, не имеет регулярных и сколько-нибудь значительных доходов от экспорта в еврозону, ни евровых доходов от туризма – подобно Черногории. И при этом косовские власти рассчитывают на то, что получат необходимое количество евро от Евросоюза и Запада в целом. Ведь независимость Косово – западный политический проект, и Запад не хочет потерять лицо. «Не думаю, что в краткосрочной перспективе финансовый кризис серьезно отразится на экономической ситуации в крае – люди там уже давно живут очень бедно, и серьезного падения жизни просто не случится. Брюссель не откажется от поддержки косовского бюджета – для Европы это имиджевый проект, который она просто не имеет права провалить, так что на 100 – 200 млн евро безвозмездной помощи в год Приштина и дальше может рассчитывать, – уверен аналитик берлинского Institut fuer Internationale Рolitik und Sicherheit Душан Рельич. Кроме того, по его словам, будут проявлять активность и другие доноры – ООН, США, арабские страны. Поступления от диаспоры могут сократиться, однако даже при самых негативных прогнозах они составят не менее 20% денежной массы. Одним словом, основные потребности – в еде, лекарствах, минимуме одежды – население края удовлетворить сможет, поэтому ожидать нестабильности из-за экономических неурядиц в Косово не стоит. Гораздо большую проблему представляет собой скачкообразный рост населения – в год на 1000 человек тут рождается 13 детей. Определенные плюсы, в силу криминальной специфики косовской экономической модели, несет и одностороннее использование там евро как главного платежного средства. По мнению Поповича, это позволяет местным преступным кланам, контролирующим до 80% европейского рынка тяжелых наркотиков, беспрепятственно отмывать заработанные таким образом деньги и закачивать их в финансовую систему провинции. «Оценивать нелегальные денежные потоки, циркулирующие в Косово, крайне трудно – албанская организованная преступность функционирует по клановому принципу, и найти там информатора, тем более, имеющего доступ к консолидированной информации, чрезвычайно трудно. Однако по нашим оценкам, объем средств, контролируемых преступными группами, работающими на территории края, значительно превышает нынешний бюджет Косова», – считает источник в МВД Сербии, долгое время занимавшийся борьбой с албанской мафией. Таким образом, можно констатировать – серьезного эффекта на состояние дел косовской экономики нынешний финансовый кризис не окажет. Торможение со стороны частных иностранных инвесторов будет компенсировано политическими покровителями Приштины. Вашингтон и Брюссель заинтересованы в том, чтобы в обозримом будущем в крае сохранялась стабильность, а средства, необходимые для достижения этой цели, не так обременительны для бюджетов США и ЕС. Однако жители Косова, надеявшиеся, что провозглашение независимости, состоявшееся феврале 2008 году, принесет им не только свободу, но и экономическое процветание, судя по всему, ошиблись – в ближайшие годы экономика края будет больше похожа на больного, чье состояние можно оценить как «стабильно тяжелое».