Елена Милинова, директор по корпоративным финансам «Камаза», о причинах региональной экспансии во время кризиса:
Смысл открывать сборочное производство есть в двух случаях – когда есть выигрыш в логистике и когда существуют льготные таможенные пошлины на ввоз комплектующих. Поэтому в тех странах, где есть импортные льготы, мы очень быстро запускаем крупноузловую сборку, у нас большой опыт – заводы есть в Казахстане, Вьетнаме, Иране. Это очень дешево: производство по сборке 1500 грузовиков требует всего $2 млн, для нас это незаметные деньги. К тому же из-за девальвации рубля мы получили сильное преимущество на экспортных рынках. До кризиса в Индии нам было сложно соревноваться с той же Tatra из-за ее дешевизны, сейчас это вполне реально.
Куба – давний партнер КамАЗа, мы очень долго поставляли туда машины, и до сих пор там практически все грузовики – нашего производства, это машины еще 70-х годов. Правда, сотрудничество прервалось несколько лет назад, когда кубинская экономика стала испытывать трудности. Недавно Москву посетил Рауль Кастро, встречался здесь с Путиным и договорился о выделении кредита, который будет использоваться для закупки российских товаров. В эту программу попали и мы. Сборочное производство мы там, возможно, откроем, если будет спрос.
Индия – вообще стратегическое для нас направление. Рынок там упал заметно меньше, чем в России. Первый наш контракт на поставку грузовиков для армии, а здесь у КамАЗа сильные преимущества – высокое качество и надежность машин, недаром мы постоянно выигрываем «Париж-Дакар».
В Индии есть и то, и другое. По местным законам, чтобы воспользоваться льготными пошлинами, нам нужно создать в стране собственное производство. Поэтому и было создано производство с индийской Vectra Group, которая несколько лет назад построила там завод по производству Tatra. Плюс у нас будет выигрыш и в логистике: там есть собственное производство автокомпонентов, поэтому проблем, как в России, у нас будет меньше. Мы уже проработали возможность сборки там «КамАЗов» с индийскими компонентами.