«То, что я сделал в России, я бы никогда не сделал в Голландии, – признавался в одном из интервью медиамагнат Дерк Сауэр. – Там люди стоят на вершине горы, смотрят вниз и каждый раз боятся оступиться». Приехав в Россию в 1989 году с одним контактом в записной книжке, он основал первую англоязычную газету The Moscow Times, первый женский глянцевый журнал Cosmopolitan, деловую газету «Ведомости», а в общей сложности более сорока изданий. Продав бизнес задолго до кризиса, в 2012 году Сауэр принял предложение Михаила Прохорова реформировать холдинг РБК. Власти наблюдали за реформами три года, после чего голландцу пришлось расстаться с креслом президента, а самому Прохорову в итоге продать раздражавший Администрацию президента медиахолдинг предпринимателю Григорию Березкину. Что теперь делает Сауэр? Возвращается к тому, с чего начал: через четверть века после основания The Moscow Times он снова управляет изданием, закрыв его печатную версию и уволив большую часть редакции. Стоит ли в России продолжать заниматься журналистикой и можно ли к ней по-прежнему относиться как к бизнесу, Сауэр рассказал в интервью Наталии Ростовой.
– Дерк, скажите, зачем вы опять купили The Moscow Times?
– Во-первых, я хотел бы сказать, что не купил The Moscow Times. Как иностранный гражданин я не могу сейчас владеть The Moscow Times (с 2016 года иностранцам запрещено владеть более 20% капитала в российских СМИ. – Republic).
– И поэтому вы с Демьяном Кудрявцевым придумали фонд?
– Я помог организовать его. The Moscow Times становится некоммерческой организацией, с некоммерческими целями, и находится под управлением этого фонда. А я стану руководителем этой НКО.
– Вы говорили, что попытаетесь сохранить The Moscow Times, но первым делом уволили ее главного редактора Михаила Фишмана и закрыли печатную версию газеты.
– И еще раз – о формальностях. Я никого не увольнял. Я действительно решил, что The Moscow Times должна сконцентрироваться на электронной версии, не на печатной газете. Проблема газеты была в том, что она каждый год теряла много денег. И, несмотря на то что Демьян Кудрявцев и Михаил Фишман делали, она продолжала терять деньги, так что причина была очень простая. Как вы знаете, я был основателем этой газеты…
– Я знаю!
– Я основал ее для очень быстро растущего сообщества экспатов в Москве, я имею в виду прежде всего западных бизнесменов. Когда The Moscow Times была успешной газетой, в городе было около сорока тысяч экспатов, это были люди с большими для Москвы того времени деньгами, и они были очень важной для рекламодателей группой. Сегодня ситуация драматически другая. Трудно сказать точно, сколько сейчас экспатов в Москве, но я думаю, что меньше десяти тысяч.