Падение доходов россиян продолжает сказываться на их платежеспособности. Перекредитованность – проблема для каждого пятого домохозяйства в стране, имеющего непогашенный долг, отмечает Высшая школа экономики. Существенной долговую нагрузку россиян называют в ЦБ – 40% заемщиков имеют больше одного кредита; люди все чаще берут новый кредит, чтобы погасить старый. Национальное бюро кредитных историй подсчитало: платежи по кредитам у 6,5 млн россиян достигают 60% дохода – то есть уровня, при котором просрочку следует считать почти неизбежной.

Чем острее вопрос, тем выше соблазн покончить с ним одним махом. Просочившиеся в СМИ планы Федеральной службы судебных приставов (ФССП) списать безнадежных долгов на 1 трлн рублей позже были опровергнуты. Официально сумма, не подлежащая возврату, оказалась вчетверо меньше и тем не менее все равно составляет внушительные 11% от обязательств россиян. Кредиторы в стране обычно проявляют терпение и настойчивость, взыскивая долг даже после смерти заемщика. «Долг никуда не девается, не исчезает», – подчеркивал в интервью Republic глава Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Алексей Саватюгин. И этот факт, по его словам, должны понять даже «малообразованные люди из маргинальной среды, с низкой финансовой культурой».

Российские власти наверняка сочтут такое мнение излишне категоричным. Неудачная попытка Госдумы провести закон о кредитной амнистии не отбила у парламентариев желания снова и снова возвращаться к этой теме. Не придавая особого значения правам кредиторов (поддержка плана списания долгов жителей Крыма перед украинскими банками тут вполне красноречива), депутаты продолжают грезить о массовых списаниях для россиян. Сама эта идея, похоже, находит сочувствие в Кремле, учитывая, что на проблему низкой платежной дисциплины должников президент Путин привычно смотрит под углом «безответственного кредитования» банками и микрофинансовыми организациями (МФО). В этом отношении государство всегда занимало сторону простых людей, последовательно затрудняя кредиторам процедуру взыскания.

В 2012 году Верховный суд запретил переуступку прав требования банковских долгов коллекторам без согласия заемщиков, вынудив банки пойти на масштабные списания. Спустя три года запрет был смягчен. Но вскоре ВС фактически наложил новый запрет – на передачу коллекторам данных должников без их согласия. С 1 января этого года россияне имеют право отказаться от любых контактов с коллекторами, тем самым оставляя возможность только для судебного урегулирования долга. В условиях перегруженности российских судов это эффективный и совершенно законный способ затянуть дело – до момента, когда попытки что-то получить с неплательщика окончательно потеряют смысл.

Пока что прощение долга по кредитам встречается редко. Но под давлением государства такая мера вполне может получить широкое распространение. Что это изменит? Каким будет эффект от массового списания долгов по кредитам?