В рамках проекта Republic Talk мы поговорили с директором лицея Высшей школы экономики Дмитрием Фишбейном. Лицей ВШЭ – уникальное учебное заведение. Во-первых, это самая большая школа в России – в ней учится 1500 человек, причем только в двух последних классах: десятом и одиннадцатом. Во-вторых, она одна из лучших: в рейтинге московских школ лицей занимает второе место, а по ряду показателей это школа №1 в России. В-третьих, и это главное, учебный процесс в лицее построен почти как в университете: например, дети сами выбирают предметы, которые хотят изучать, и глубину их изучения. По словам Фишбейна, современные дети – другие, и им нужна другая школа, а задача выпускных классов – повысить уровень самостоятельности и научить жить и добиваться успеха в меняющемся мире.
Вначале я хотел рассказать только про то, как меняется образование, и был соблазн на этом и закончить выступление. Но поскольку я действующий директор школы, то было бы странно не рассказать, что в этом контексте пытаемся делать мы у себя в лицее Высшей школы экономики.
Попробую высказать ряд спорных тезисов, почему учебный процесс должен измениться и в каких направлениях.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Скажите, согласны ли вы с этим высказыванием? Только честно, не на публику, а в душе. Предположите, сколько педагогов согласны с тем, что сейчас дети явно хуже тех, что были раньше. Согласитесь, что одним из устойчивых мнений в педагогическом сообществе является то, что качество учащихся с каждым годом ухудшается. Сколько раз мы слышим от учителей: «Эх, вот мои выпускники 90-го года эту задачку решили бы в два счета, а нынешние…».
Теперь остановимся и подумаем: это ведь старая как мир история. «Вот когда деревья были большими… эх, были люди в наше время…». Не поверите, но приведенное выше высказывание принадлежит Сократу, жившему в 470–399 годах до нашей эры.
Теперь к тезисам.
Тезис №1. Они не плохие, а другие
Я уверен в том, что нынешние дети не хуже, они просто сильно отличаются от нас с вами.
1. У них другая семья