Выступление Якова Миркина на Republic Talk. Фото: Арсений Несходимов для Republic

Выступление Якова Миркина на Republic Talk. Фото: Арсений Несходимов для Republic

Почему наша экономика похожа на латиноамериканскую? Что общего у российской и ближневосточной состоятельной семьи? Почему бесполезно вкладываться в биткоины прямо сейчас? В рамках проекта Republic Talk мы поговорили с экономистом Яковом Миркиным об управлении деньгами в условиях высокой неопределенности.

Речь идет о том, что делать с нашими личными финансами в условиях высокой неопределенности. Сначала нужно разобраться, что это за неопределенность? Мы поговорим о неопределенности в глобальной экономике, затем в России, а уже из этого можно выводить какую-то личную финансовую стратегию.

Риски и обещания

Мы существуем в условиях глобального циклического роста, который будет продолжаться примерно до середины 2020-х годов. И, поскольку Россия является одним из активов в глобальной экономике, безусловно, этот рост подхватывает и нас. Тем не менее в этом циклическом росте есть риски. По-прежнему это госдолг – примерно у сорока стран мира он более чем 70% ВВП. Повторяется история 1980-х – начала 1990-х годов, когда были низкие цены на сырье и основные финансовые кризисы шли из сырьевых экономик и развивающихся рынков. Сегодня падение цен на сырье снова делает подобные экономики рискованными, от них могут идти так называемые финансовые инфекции, зарождаться глобальные кризисы.

Высокие риски есть и в экономике США, поскольку Трамп собирается сделать ее самой быстрорастущей, а самое главное – перекроить энергетическую карту мира. Сегодня США – это чистый импортер топлива, вместо этого есть стремление сделать страну чистым экспортером топлива, в том числе в Европу. Это абсолютно новая реальность, которая может сказаться на ценах топлива, подтолкнув их вниз. Ну и рост рынков, прежде всего рост рынка акций США – это очень приятно, но тем не менее это означает, что одновременно нарастает риск будущих его падений, волн и так далее. Оттуда тоже может пойти глобальная инфекция.

Сейчас усиление доллара означает очень сильное понижательное давление на цены на сырье. Но здесь есть риски и обещания. Риски, что еще год-два мы будем существовать в тренде сильного (в сравнении с рубежом 2010-х) доллара и низких цен на сырье, а обещание – что в части финансовых факторов где-то с 2018–2019-го начнется новое ослабление доллара и цены на активы, соответственно, ринутся вверх.