Вчера стало страшно Чулпан Хаматовой. Многие готовы ее осудить за то, что стало страшно лишь вчера. Актриса до недавнего времени спокойно воспринимала путинскую систему власти и даже агитировала за Путина на президентских выборах. А среагировала на нарастающие угрозы лишь тогда, когда арестовали ее коллегу и близкого друга режиссера Кирилла Серебренникова.
Я лично осуждать Хаматову не склонен. Причем не потому даже, что очень люблю ее творчество. А потому, что она, как нормальный человек, проявила нормальную человеческую реакцию. Люди политизированные (к которым и я отношусь) могут сколько угодно фантазировать насчет важности сплочения народа перед угрозой того-сего, но жизнь показывает, что никакого сплочения не наступает до тех пор, пока жареный петух не клюнет по-настоящему. Люди неполитизированные, составляющие в любом обществе большинство, всегда хотят максимально долго сохранять привычный образ жизни, спокойно работать, растить детей, заниматься творчеством. И жестко реагируют на вызовы политической системы тогда лишь, когда угроза подступает к ним непосредственно.
Лет пятнадцать назад, когда я писал книгу «Европейская модернизация» и изучал поведение поляков в период военного положения 1980-х годов, мне в глаза бросилась любопытная оценка, сделанная очевидцем. Он отметил, что поляки, недавно еще активно поддерживавшие оппозиционную «Солидарность», теперь в основной своей массе не стремились уже свергать коммунистический режим. Они затаились под давлением силы и попытались воспользоваться экономическими послаблениями, которые им предоставили, чтобы поднять личное благосостояние. Трудиться, зарабатывать, делать свой маленький разрешенный теперь бизнес. Но вскоре оказалось, что ты не можешь в одиночку выйти из политической системы. Она устремляется за тобой. Не дает покоя. Отнимает деньги. Иногда свободу. А порой и жизнь.