не доверяют своим компаниям
Число респондентов: Россия – 102, Центральная и Восточная Европа – 818, Западная Европа – 1428.
Число респондентов: Россия – 102, Центральная и Восточная Европа – 818, Западная Европа – 1428
Честность топ-менеджеров вызывает у российских работников большие сомнения. К таким выводам пришли эксперты Ernst & Young, которые сегодня обнародовали российскую часть своего исследования о корпоративном мошенничестве. Лишь 14% опрошенных в России считают, что руководство их компании всегда придерживается принципов профессиональной честности. В среднем по Европе полностью доверяют руководителям около четверти опрошенных, хотя в стаде не без черной овцы. Скажем, во Франции в честности топ-менеджмента своих компаний уверены лишь 12% опрошенных, в Чехии – 13%. Самые честные управленцы (или самые доверчивые сотрудники) оказались в Словакии – 95%. К обману готовы | Страх перед слияниями | Руководству не верят | Полное бескультурье
В том, что в компании не происходит серьезного мошенничества, уверены лишь 37% опрошенных россиян, а 54% допускают, что такие нарушения есть. В Западной Европе все наоборот: доверяют работодателю 65% сотрудников, а подозревают в крупных злоупотреблениях лишь 25%. Поэтому не стоит удивляться, что российские респонденты не возражают против нарушения закона, если стоит вопрос о выживании компании. 43% опрошенных уверены, что денежные платежи – проще говоря, взятки – вполне допустимы, если это позволяет удержать в своих руках или заполучить под контроль бизнес. В Европе, несмотря на кризис, такой точки зрения придерживается лишь четверть респондентов. Впрочем, и там есть близкие нам по духу ответы: в Испании и Чехии подобные действия оправдывают 38% и 43% опрошенных соответственно. Кроме того, россияне более терпимы к искажению отчетности, 14% считают это допустимым. Сотрудники готовы подтасовывать данные, чтобы компания работала дальше, и они не лишились рабочего места и достойной зарплаты. К тому же в России искажение отчетности, если фальсификация не касается налогового учета, влечет лишь административное наказание. В странах с развитой корпоративной культурой готовых к подлогу куда меньше – в Великобритании всего 3%. Зато, например, на Украине искажение финансовой отчетности оправдывают 33% опрошенных.
В России больше двух третей опрошенных считают, что во время объединения компаний риск мошенничества увеличивается, тогда как в Европе с этим согласны лишь 45%. В России люди привыкли к недружественным поглощениям, когда опасность нарушений со стороны участников слияния значительно возрастают. И зная это, сотрудники сами могут идти на нарушения. Важно и то, что во многих российских компаниях, в отличие от большинства европейских, порядок ведения дел плохо формализован. Далеко не везде есть четко прописанные должностные инструкции, контрольные процедуры, что влечет дополнительные риски при объединении.
Вот что совпало в России и Европе, так это уровень сомнений в компетентности высшего руководства – 29%. Сотрудники и руководители считают, что топ-менеджмент не уделяет должного внимания борьбе с возможными проблемами. А изменения, происходящие в последнее время в бизнесе, создают только новые возможности для правонарушений. Так считает треть опрошенных. В России нарушения со стороны руководства считаются едва ли не нормой, поэтому респонденты считают, что и ответственность топ-менеджеров должна быть выше. Скажем, 80% опрошенных (против 70% в Европе) считают, что члены совета директоров компании должны нести личную ответственность за злоупотребления в организации.
Консалтинговые компании убедили российский бизнес, что тренинги по противодействию мошенничеству могут решить проблему. В России в действенности таких услуг уверены 41% опрошенных; в Европе, где система тренингов существует уже давно, такой точки зрения придерживаются лишь 24%. А вот новым технологиям в России все еще не доверяют. Поддержку от "горячей линии" в Интернете ожидают только 7% респондентов, в Европе почти в два раза выше – 12%. Ни в Европе, ни в России респонденты не отрицают, что меры борьбы с корпоративным мошенничеством усилились. Но они скорее носят реактивный характер: в компаниях чаще проводят расследования постфактум, а не разрабатывают меры по предотвращению подобных случаев. И респонденты ставят вполне адекватный диагноз своим организациям. Доля российских респондентов, считающих, что мошенничеству в их компаниях противодействует эффективность бизнес-процессов, практически такая же, как в Западной Европе (58% и 57%). Примерно одинаковый вес россияне и европейцы придают и такому фактору, как доверие руководства. Главный провал – в сфере корпоративной культуры. В Западной Европе респондентов, уверенных, что в их организации мошенничеству противостоит сильная корпоративная культура, честность и порядочность – 46%, в Центральной и Восточной Европе в среднем 28%. В России же – всего 15%. Контролю и проверкам внимания уделяется немало, но о практической этике ведения дел просто никто не думает. Без этого надеяться на успешную борьбу с махинациями особо не стоит.