Российские работники
не доверяют своим компаниям
Опрос: уверены ли вы, что в вашей компании не совершается серьезного мошенничества?
% ответивших


Число респондентов: Россия – 102, Центральная и Восточная Европа – 818, Западная Европа – 1 428
ИСТОЧНИК: ERNST&YOUNG

Где главный риск мошенничества?
Российская практика и сравнительные данные по Европе*
%


* Процент респондентов, давших указанный ответ.
Число респондентов: Россия – 102, Центральная и Восточная Европа – 818, Западная Европа – 1428.

ИСТОЧНИК: ERNST&YOUNG

Меры по борьбе с корпоративным мошенничеством
Российская практика и сравнительные данные по Европе*
%


* Процент компаний, использующих соответствующие меры.
Число респондентов: Россия – 102, Центральная и Восточная Европа – 818, Западная Европа – 1428

ИСТОЧНИК: ERNST&YOUNG

Честность топ-менеджеров вызывает у российских работников большие сомнения. К таким выводам пришли эксперты Ernst & Young, которые сегодня обнародовали российскую часть своего исследования о корпоративном мошенничестве. Лишь 14% опрошенных в России считают, что руководство их компании всегда придерживается принципов профессиональной честности. В среднем по Европе полностью доверяют руководителям около четверти опрошенных, хотя в стаде не без черной овцы. Скажем, во Франции в честности топ-менеджмента своих компаний уверены лишь 12% опрошенных, в Чехии – 13%. Самые честные управленцы (или самые доверчивые сотрудники) оказались в Словакии – 95%. К обману готовы | Страх перед слияниями | Руководству не верят | Полное бескультурье

К ОБМАНУ ГОТОВЫ

В том, что в компании не происходит серьезного мошенничества, уверены лишь 37% опрошенных россиян, а 54% допускают, что такие нарушения есть. В Западной Европе все наоборот: доверяют работодателю 65% сотрудников, а подозревают в крупных злоупотреблениях лишь 25%. Поэтому не стоит удивляться, что российские респонденты не возражают против нарушения закона, если стоит вопрос о выживании компании. 43% опрошенных уверены, что денежные платежи – проще говоря, взятки – вполне допустимы, если это позволяет удержать в своих руках или заполучить под контроль бизнес. В Европе, несмотря на кризис, такой точки зрения придерживается лишь четверть респондентов. Впрочем, и там есть близкие нам по духу ответы: в Испании и Чехии подобные действия оправдывают 38% и 43% опрошенных соответственно. Кроме того, россияне более терпимы к искажению отчетности, 14% считают это допустимым. Сотрудники готовы подтасовывать данные, чтобы компания работала дальше, и они не лишились рабочего места и достойной зарплаты. К тому же в России искажение отчетности, если фальсификация не касается налогового учета, влечет лишь административное наказание. В странах с развитой корпоративной культурой готовых к подлогу куда меньше – в Великобритании всего 3%. Зато, например, на Украине искажение финансовой отчетности оправдывают 33% опрошенных.

СТРАХ ПЕРЕД СЛИЯНИЯМИ

В России больше двух третей опрошенных считают, что во время объединения компаний риск мошенничества увеличивается, тогда как в Европе с этим согласны лишь 45%. В России люди привыкли к недружественным поглощениям, когда опасность нарушений со стороны участников слияния значительно возрастают. И зная это, сотрудники сами могут идти на нарушения. Важно и то, что во многих российских компаниях, в отличие от большинства европейских, порядок ведения дел плохо формализован. Далеко не везде есть четко прописанные должностные инструкции, контрольные процедуры, что влечет дополнительные риски при объединении.

РУКОВОДСТВУ НЕ ВЕРЯТ

Вот что совпало в России и Европе, так это уровень сомнений в компетентности высшего руководства – 29%. Сотрудники и руководители считают, что топ-менеджмент не уделяет должного внимания борьбе с возможными проблемами. А изменения, происходящие в последнее время в бизнесе, создают только новые возможности для правонарушений. Так считает треть опрошенных. В России нарушения со стороны руководства считаются едва ли не нормой, поэтому респонденты считают, что и ответственность топ-менеджеров должна быть выше. Скажем, 80% опрошенных (против 70% в Европе) считают, что члены совета директоров компании должны нести личную ответственность за злоупотребления в организации.

ПОЛНОЕ БЕСКУЛЬТУРЬЕ

Консалтинговые компании убедили российский бизнес, что тренинги по противодействию мошенничеству могут решить проблему. В России в действенности таких услуг уверены 41% опрошенных; в Европе, где система тренингов существует уже давно, такой точки зрения придерживаются лишь 24%. А вот новым технологиям в России все еще не доверяют. Поддержку от "горячей линии" в Интернете ожидают только 7% респондентов, в Европе почти в два раза выше – 12%. Ни в Европе, ни в России респонденты не отрицают, что меры борьбы с корпоративным мошенничеством усилились. Но они скорее носят реактивный характер: в компаниях чаще проводят расследования постфактум, а не разрабатывают меры по предотвращению подобных случаев. И респонденты ставят вполне адекватный диагноз своим организациям. Доля российских респондентов, считающих, что мошенничеству в их компаниях противодействует эффективность бизнес-процессов, практически такая же, как в Западной Европе (58% и 57%). Примерно одинаковый вес россияне и европейцы придают и такому фактору, как доверие руководства. Главный провал – в сфере корпоративной культуры. В Западной Европе респондентов, уверенных, что в их организации мошенничеству противостоит сильная корпоративная культура, честность и порядочность – 46%, в Центральной и Восточной Европе в среднем 28%. В России же – всего 15%. Контролю и проверкам внимания уделяется немало, но о практической этике ведения дел просто никто не думает. Без этого надеяться на успешную борьбу с махинациями особо не стоит.