Фото: Tim Robberts / Getty Images

Фото: Tim Robberts / Getty Images

С 1 января 2018 года в России начинает действовать закон о телемедицине. До этого подобные услуги позиционировались только как «информационные» и никак специально не регламентировались. Принятый еще летом закон может дать импульс к развитию огромного рынка – собственно, поэтому в 2017 году в создание медицинских сервисов вложились крупные игроки из других отраслей. Однако пока перспективы телемедицины в России по-прежнему туманны, поскольку для того, чтобы закон заработал в полную силу, нужны подзаконные акты Минздрава, а их все еще нет.

Что такое телемедицина?

Под телемедициной в широком смысле понимаются любые услуги в области здравоохранения на расстоянии. Это могут быть как стандартные консультации больного с врачом по видео- или аудиосвязи онлайн или в отложенном режиме, так и проведение многоканальных конференций с участием консилиума специалистов и подключением больного к специальным приборам, данные с которых передаются в режиме реального времени. Также к телемедицине Всемирная организация здравоохранения относит и получение дистанционного образования самими медицинскими работниками, например в ходе трансляций проведения сложных хирургических операций.

В последние годы благодаря повсеместному проникновению интернета рынок телемедицины в мире быстро развивается. В 2015 году он оценивался в $23 млрд, а к 2021 году может вырасти до $66 млрд – аналитики предсказывают его увеличение на 18–19% ежегодно в течение как минимум ближайших пяти лет.

Помимо очевидных удобств для самого пациента, развитию телемедицины способствует гораздо более низкая стоимость услуг, чем при обычном приеме: например, в США онлайн-консультация обходится на $70–80 дешевле, чем очное посещение при средней стоимости последнего $100–120. В странах с большими территориями, такими как Канада и Китай, для жителей отдаленных малонаселенных районов телемедицина часто бывает едва ли не единственной возможностью оперативно получить квалифицированную помощь – аналогичные сложности характерны и для России.

В чем суть нового закона?

Удаленные медицинские услуги оказываются и сейчас, но называются «информационными». То есть по сути это рекомендация, которой можно следовать или нет, и никакой ответственности, например за проведенные консультации, врач не несет.

Первая попытка регламентировать эту деятельность была предпринята весной 2016 года, когда несколько ведущих медицинских институтов при участии «Яндекса», Института развития интернета и сенатора Людмилы Боковой направили соответствующий законопроект в Госдуму – однако тогда он остался без движения. Нынешний документ был внесен правительством в апреле 2017 года. Новый правительственный вариант был принят в достаточно сжатые сроки – уже к концу июля законопроект был принят во всех чтениях, одобрен Совфедом и подписан президентом.