Фото: Adam Birkett / unsplash.com

Фото: Adam Birkett / unsplash.com

В современном обществе крайне важно понимать причины человеческого поведения, ведущего к зависимости, убежден изучающий эту область не один десяток лет Жадсон Брюер, американский нейробиолог и психиатр. Ведь причин для зависимости вокруг становится все больше, а ее симптомы уже не всегда очевидны. Об этом книга Брюера – «Зависимый мозг. От курения до соцсетей: почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»). Главу, посвященную прогрессирующей зависимости людей от Facebook, Instagram и YouTube, автор начинает с цитаты Нассима Талеба: «Разница между использованием технологий и рабством заключается в том, что рабы полностью осознают свою несвободу». Такая постановка вопроса может показаться тривиальной: критика технологий, незаметно управляющих нашим сознанием, давно успела стать общим местом. И все же желание автора разобраться в феномене с позиций науки делает знакомство с этой проблемой интересным и небесполезным.

В декабре 2014 года мы с женой прилетели в Париж, где у меня было запланировано выступление о методе внимательности. Это был наш первый визит в «город огней», поэтому мы поступили, как большинство туристов, – отправились в Лувр. Несмотря на прохладный и облачный день, мы были охвачены приятным волнением перед посещением знаменитого музея, о котором я столько читал и слышал. Моя жена, специалист по библейским и древним ближневосточным учениям, не могла дождаться, когда покажет мне собранные там древние реликвии. Мы быстро прошлись по узким улочкам, а затем перешли под арками во внутренний двор, где и располагается известный по многим изображениям вход в музей. Там мы увидели множество людей, которые не спеша прогуливались, ели и делали фотографии. Одна небольшая группа поразила меня до глубины души. Две девушки делали селфи. Но по-настоящему примечательной и трагичной мне показалась фигура стоящего чуть поодаль немного ссутулившегося молодого человека в куртке с капюшоном. Он был парнем одной из девушек, однако стоял рядом отчужденный и безучастный, потому что ему нашли замену в виде складной алюминиевой селфи-палки в два фута длиной. Потерянное выражение, которое я заметил на его лице, отражало ощущение, что он «морально устарел».

Но что происходит дальше? Даниэла (давайте так назовем одну из девушек) делает фото, затем убирает телефон и заходит в музей, чтобы осмотреть экспонаты. Не проходит и десяти минут, как она чувствует острое желание проверить свою страничку. Пока друзья не видят, она тайком заходит в соцсеть, чтобы узнать, лайкнул ли кто-нибудь ее фотографию. Возможно, она ощущает некоторое чувство вины, поэтому сразу же убирает телефон, пока ее друзья этого не заметили. Спустя несколько минут у нее снова появляется сильное желание заглянуть в телефон. А потом опять и опять. Она проводит остаток дня, блуждая по Лувру, и куда же она при этом смотрит? Не на всемирно известные арт-объекты, а в свою ленту в фейсбуке, отслеживая, сколько лайков и комментов получило ее фото. Этот сценарий может показаться безумным, но такие истории случаются ежедневно. И теперь мы, возможно, понимаем почему.