Биткоин, обвалившийся на 30% несколько дней назад, отыграл часть падения – во вторник он торговался выше $16 тысяч. Росли курсы и других криптовалют – эфира и лайткоина. Последние события на волатильном рынке пока не оправдали мрачных прогнозов о его коллапсе. (Один из последних скептиков – трейдер Джордан Белфорт, прототип персонажа из фильма «Волк с Уолл-стрит».)
Рынок криптовалют привлекает традиционные финансовые институты и перенимает привычные инструменты. В середине декабря Чикагская товарная биржа начала торговлю фьючерсами на биткоины, позднее Goldman Sachs запустил платформу для криптовалют.
По мере сближения с традиционной финансовой системой, как считает историк экономики из Кембриджского университета Гаррик Хайлеман, криптовалюты могут стать «системообразующими». «Пока что рынок недостаточно велик, как и объем кредита, используемого при торговле, – говорит он. – Но такое [превращение криптовалют в системообразующий фактор] вполне возможно представить».
При этом с кредитом связаны те же риски, что и при традиционных биржевых операциях, – например, падение курсов из-за принудительного закрытия позиций при маржинальной торговле. Эти факторы способствовали обвалу биткоина в 2014 году, когда его курс снизился на треть всего за несколько минут. Потенциально связанные с этим механизмы могут быть использованы и для манипулирования рынком.