Нева Рокфеллер Гудвин. Фото: Brendan McDermid / Reuters

Нева Рокфеллер Гудвин. Фото: Brendan McDermid / Reuters

В конце 2017 года критики ExxonMobil, обвинившие ее в манипулировании общественным мнением, одержали небольшую победу. Компания пообещала делиться с инвесторами информацией о том, как изменение климата (а также связанное с этим регулирование) может повлиять на ее бизнес. Заявление она направила в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Раскрытия таких данных некоторые из ее акционеров добивались последние несколько лет.

Скандал вокруг ExxonMobil напоминает истории с производителями алкоголя и сигарет. Они пытались скрыть вред от своей продукции – манипулировали научными данными, старались поставить под сомнение исследования, угрожавшие их продажам.

Расследование деятельности нефтяной компании показало, что еще в 1970-е годы она осознавала связанные с этим риски. Однако финансировала организации, отрицавшие глобальное изменение климата, и (это подтверждают внутренние документы) добивалась того, чтобы вызвать скепсис в общественном мнении.

Особенность истории в том, что против компании выступили Рокфеллеры – представители династии, основавшей Standard Oil, предшественницу ExxonMobil, и сделавшей миллиарды на нефтяном бизнесе. Инициатива не получила однозначной поддержки со стороны семьи. Но активность даже нескольких человек принесла результаты, стала поводом для официальных расследований и судебных исков.

Сегодня ExxonMobil – крупнейшая публичная нефтяная компания мира, ее рыночная капитализация – около $340 млрд. Династия Рокфеллеров, напротив, утратила значительную часть прежнего влияния. Тем не менее она остается в списке богатейших семей США, а знаменитое имя придает кампании против ExxonMobil дополнительный вес. Истории противостояния посвящена публикация в журнале New York.