В первые годы своего существования Uber был любимчиком прессы – образцом компании нового типа, которая задает тон для целого поколения стартапов. Вместе с ростом пришли проблемы. Теперь мы в основном читаем новости про скандалы, связанные с сервисом, а также про то, что Uber тратит намного больше денег, чем зарабатывает. Говорит ли это о том, что компания прошла свой пик и начинает двигаться к закату? Или у нее есть шанс восстановить репутацию?
Хроника: самый трудный год
Сказать, что проблемы Uber начались в 2017 году – неверно. Компания сталкивалась с трудностями на протяжении всей своей девятилетней истории – взять хотя бы протесты в крупнейших городах мира, в ходе которых таксисты обвиняли Uber в занижении цен на поездки и уничтожении конкуренции; к традиционным перевозчикам примкнули правительства и мэрии, которые запрещали компании работать из-за отсутствия страховок и лицензий на такси. Тем не менее в 2017 году на Uber обрушилось сразу несколько очень крупных неприятностей, оправиться от которых оказалось непросто.
Первым скандал вызвала видеозапись, опубликованная в Bloomberg в конце февраля прошлого года. На ней видно, как водитель, работающий в системе Uber Black, подвозит руководителя сервиса Трэвиса Каланика. В какой-то момент автомобилист пожаловался Каланику на плохие условия работы и постоянное снижение стоимости вызова такси. Мужчина сказал, что потерял десятки тысяч долларов из-за ценовой политики сервиса и стал банкротом. В ответ Каланик после словесной перепалки сказал, что «некоторые люди просто не любят брать ответственность за собственное дерьмо и обвиняют других в неудачах». Водитель оценил Каланика-пассажира в приложении в один балл из пяти и уехал. Публикация видео вынудила Каланика опубликовать письмо для всех сотрудников Uber: «Сказать, что мне стыдно, – ничего не сказать. Моя работа как лидера – вести вас и в первую очередь действовать так, чтобы вызывать гордость. Я себя вел совсем иначе, и этому нет никакого оправдания». Руководитель сервиса принес извинения Фавзи Камелу, с которым произошел конфликт в машине.
Всего через неделю New York Times написала о программе Greyball, которая собирала персональные данные чиновников и полицейских. Ее придумали еще в 2014 году. Greyball брала информацию как из приложения Uber, так и из других ресурсов, обращая внимание на территории вокруг зданий, в которых работали госслужащие. А сотрудники Uber анализировали данные и узнавали, как найденные программой люди используют приложение. Когда кто-либо из списка лиц, предположительно связанных с властями, пытается воспользоваться сервисом, Uber либо показывал ему поддельную версию приложения, либо сообщал, что все автомобили заняты. Greyball использовалась в Париже, Бостоне, Лас-Вегасе, а также в Австралии, Китае, Южной Корее и Италии. В этих городах и странах работа Uber затруднена действиями местных властей. При помощи программы сервис пытался избегать проверок и излишних контактов с представителями госструктур.