Адвокат, подписывающаяся инициалами O.E.H., со своим трехмесячным ребенком, вместе с которым была помещена в тюрьму, Турция. Фото: turkeypurge.com

Адвокат, подписывающаяся инициалами O.E.H., со своим трехмесячным ребенком, вместе с которым была помещена в тюрьму, Турция. Фото: turkeypurge.com

С мятежа в Турции прошло полтора года. О том, что это было — неудавшийся переворот или инсценировка, которую власть использовала как повод для репрессий, — спорят до сих пор. Однако последствия очевидны. Десятки тысяч человек арестованы, уволены из государственных структур — нередко по формальным обвинениям. Закрыты десятки средств массовой информации, тысячи школ и институтов, заподозренных в связях с заговорщиками. Кампания не прекращается — только за последнюю неделю были задержаны сотни людей.

Нарушению прав человека способствует режим чрезвычайного положения, которым оправдывают особые меры. Правозащитные организации сообщали о пытках, произвольных арестах, «гражданской смерти» (запрет на выезд из страны, сложности при трудоустройстве для тех, кого уволили по подозрению в нелояльности государству) и гибели арестантов.

При этом среди пострадавших не только взрослые, но и дети. Нередки случаи, когда женщин арестовывают после родов. Если оказывается, что за ребенком некому присмотреть, например арестованы и мать, и отец, его также могут держать в тюрьме.

Есть и другие примеры, как в ходе официальной кампании страдают дети. Одна из историй, произошедшая год назад, стала широко известна. Тогда в Анкаре задержали женщину, когда она пришла в одну из тюрем, чтобы навестить арестованного мужа. Ее также заподозрили в связях с заговорщиками. Пятеро детей, приехавшие с ней, остались на парковке. «Нас оставили одних, — говорит один из них на видео, попавшем в интернет. — Пусть бог накажет тех, кто это сделал».

«Оставить их одних в такой ситуации — нарушение Конвенции о правах ребенка, — заявил оппозиционный депутат, представитель парламентской комиссии по правам человека Махмут Танал. — Это поступок против совести, закона и морали». Детей позднее забрал кто-то из родственников. Их мать отправили в тюрьму за сотни километров от дома. Впоследствии ей позволили выйти под залог 50 тысяч лир (около $15 тысяч).