Джек Ма в Давосе. Фото: Denis Balibouse / Reuters

Джек Ма в Давосе. Фото: Denis Balibouse / Reuters

Джек Ма частый гость в Давосе, он посещает его с 2001 года. В ходе последнего Всемирного экономического форума (проходил на этой неделе), в перерывах между дискуссионными панелями, интервью и кулуарным общением с политиками глава Alibaba Group нашел время поговорить с молодой аудиторией – «предпринимателями и технологическими лидерами» преимущественно до тридцати лет. В формате «Meet the Leader» китайский миллиардер поделился с молодежью видами на будущее, и оно, как легко догадаться любому, кто мало-мальски знаком с системой взглядов бизнесмена, выглядело многообещающе.

Свое выступление Ма начал с традиционного замечания о счастье жить в эпоху технологических перемен. При этом он сразу напомнил, чем закончились предыдущие промышленные революции: первая – Первой мировой войной, а вторая – Второй. (Строго говоря, первая промышленная революция завершилась к концу девятнадцатого века, а вторая – в начале двадцатого, что делает причинно-следственные связи Ма небесспорными, но в то же время не такими уж далекими от истины.)

– Мы сейчас переживаем третью революцию, – продолжил спикер. – Что произойдет по ее итогам? Люди сейчас много о чем беспокоятся – о последствиях развития искусственного интеллекта, о роботах, о Big Data, безопасности, privacy. <…> В следующие тридцать лет нам суждено снова пережить мировую войну, но, думаю, это будет война против болезней, против загрязнения окружающей среды, война против бедности. То есть это уже будет не война одних народов против других, а совместное решение глобальных проблем.

Почему новые технологии непременно сделают человечество более миролюбивым, Ма не пояснил, добавив лишь, что времена, когда технический прогресс провоцировал международную напряженность и насилие, безвозвратно ушли (в молодости создатель Alibaba, напомним, был учителем английского языка, а не истории, хотя и прослушал соответствующий курс в Калифорнийском университете в Беркли).

Впрочем, долго распространяться на эту тему бизнесмен не стал. И перешел к тому, о чем привык говорить на конференциях и форумах: как в новых условиях не растерять жизненные ориентиры и попытаться преуспеть.