Facebook — самая популярная соцсеть в мире, и хотя считается, что молодое поколение предпочитает другие варианты (Instagram и Snapchat), в одних только США соцсетью Марка Цукерберга, завышая свой возраст при регистрации, пользуется несколько миллионов детей до 13 лет. Это запрещено американскими законами, поэтому в Facebook уже несколько лет искали пути легализации своих самых маленьких пользователей. В конце 2017 года разработчики запустили Messenger Kids, версию мессенджера, которой могут пользоваться дети от 6 лет. Многие восприняли приложение в штыки — врачи, психологи и педагоги стали требовать запрета программы. По их мнению, раннее погружение в мир интернета может травмировать детскую психику. Однако нашлись и защитники мессенджера со своей внятной аргументацией. Кейс Messenger Kids в очередной раз показал, что единого мнения о том, что делать с детьми в интернете, нет.
Что такое Messenger Kids
Впервые о желании сделать особый продукт для детей и подростков Facebook упомянул еще в 2012 году. Примечательно, что тогда идея подразумевала и коммерческий интерес — Facebook хотел заработать на новой функции. К примеру, за деньги открывать доступ к игровым и другим развлекательным отделам (платежи должны были бы совершать родители).
Уже тогда отчет Consumer Reports показывал, что не менее 8 млн детей в возрасте до 13 лет попадали в фейсбук, указывая завышенный возраст. Как минимум 5 млн из них были моложе 10 лет. Аналогичное исследование Microsoft Research за 2012 год выявило, что 36% регистрации детей до 13 лет в соцсети были сделаны с ведома родителей. Более того, в некоторых случаях родители помогали ребенку обойти правила площадки и делали регистрацию за него. За последние годы ситуация усугубилась — количество таких регистраций растет каждый год.
Запуск Messenger Kids состоялся в декабре 2017 года и не сразу привлек к себе внимание. Facebook показал программу, которую родители должны привязать к своему аккаунту, чтобы контролировать деятельность своих детей. Ребенок в возрасте от 6 до 12 лет может общаться с друзьями, совершать видеозвонки, использовать маски, стикеры и инструменты для рисования.
Ключевая особенность — расширенный родительский контроль. Если подключить Messenger Kids к своему аккаунту в фейсбуке, вы сможете видеть, сколько времени дети проводят в сети и с кем контактируют через мессенджер. В компании уверены, что так дети смогут лучше адаптироваться к интернету и будут лучше подготовлены к использованию взрослого фейсбука в будущем.
Выпуская на рынок Messenger Kids, Facebook преследует очень простую цель — соблюсти американское законодательство — по нему все лица до 13 лет не могут быть пользователями полноценной версии соцсети.
Кампания против
При запуске в Facebook подчеркивали, что компания не собирается зарабатывать на детском мессенджере — в нем нет рекламы и встроенных покупок (план 2012 года, видимо, решили отложить). Забавно, что письмо с требованием закрыть Messenger Kids глава соцсети Марк Цукерберг получил именно от организации «За детство без рекламы» (Campaign For a Commercial-Free Childhood).
Открытое письмо подписали более ста врачей, педагогов, психологов и других специалистов по работе с детьми. Все они озабочены тем, как мессенджеры влияют на детскую психику, в тексте полно ссылок на исследования. Некоторые из них связывают подростковую депрессию с активным использованием социальных сетей. Критики Messenger Kids убеждены, что дети просто не готовы вести аккаунты в социальных сетях.