РКК «Морской старт». Фото: s7space.ru

РКК «Морской старт». Фото: s7space.ru

В феврале компания SpaceX Илона Маска в очередной раз привлекла внимание всего мира – на этот раз запуском ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту. Кое-что в сфере коммерческой космонавтики происходит и в России. Компания S7 объявила, что в течение месяца планирует завершить все процедуры, связанные с закрытием сделки по приобретению плавучего космодрома «Морской старт». Компания уже получила практически все ключевые лицензии госорганов США и одобрение сделки Госдепартаментом (физически комплекс находится в Калифорнии). В ближайшие годы S7 намерена возобновить старты с платформы, которые не проводились с 2014 года, и стать, таким образом, первой в России частной компанией, проводящей регулярные запуски ракет в космос. Republic вспоминает историю проекта «Морской старт» и разбирает планы S7 в сфере коммерческой космонавтики.

«Морской старт»

Идея запуска ракет с морских космодромов, расположенных на экваторе, впервые появилась еще в середине XX века. Преимущество таких площадок заключается в том, что при запуске с экватора можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли вокруг своей оси. Первый похожий проект был реализован Итальянским космическим агентством: с 1964 по 1988 год с морского космодрома «Сан Марко» у берегов Кении было совершено 27 запусков американских легких ракет «Скаут».

В начале 1990-х годов Россия и США начали переговоры о создании совместного предприятия по запуску ракет с моря, и в итоге в 1995 году была создана международная компания «Морской старт». В консорциум Sea Launch Company в итоге вошли Boeing Commercial Space Company («дочка» корпорации «Боинг», 40% капитала), российская корпорация «Энергия» (25%), франко-норвежская инжиниринговая компания Aker Solutions (20%), а также украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%).

Украинская сторона поставляла для «Морского старта» ракеты «Зенит-3SL», норвежская компания изготавливала мобильную платформу (была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы, спущенной на воду в 1982 году), РКК «Энергия» отвечала за поставки разгонных блоков и монтаж оборудования на стартовой площадке, а «Боинг» – за маркетинг и изготовление блоков для полезного груза. Начальная стоимость проекта оценивалась в $3,5 млрд. «Морской старт» состоит из стартовой платформы Odyssey и командного судна Sea Launch Commander, которые базируются в калифорнийском порту Палм-Бич. Запуски производятся в Тихом океане вблизи острова Рождества.

С 1995 года компания совершила несколько десятков запусков, однако оказалась нерентабельной и в 2009 году объявила о банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с американским законодательством. После реорганизации РКК «Энергия» (через свою американскую «дочку») получила 95% акций консорциума, и запуски продолжились. В августе 2014 года на фоне конфликта на востоке Украины, поставлявшей ракеты для платформы, было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает запуски, и «Энергия» начала искать покупателя.

S7 Space

О том, что покупатель нашелся, в РКК «Энергия» впервые заявили в августе 2016 года. После переговоров с компаниями из США, Китая, Бразилии и Австралии корпорация в итоге остановилась на продаже российским кандидатам, чьи имена тогда не назывались. «Я думаю, у нас скоро появится свой Илон Маск, можно сказать, даже Илон Маск в квадрате», – говорил тогда президент «Энергии» Владимир Солнцев. Месяц спустя было официально объявлено, что проект будет продан компании S7 Space – «дочке» авиационного холдинга S7 Group, созданной за полгода до этого.