Егор Сенников продолжает серию разговоров о духе времени. Сегодняшний – с режиссером Алексеем Германом-младшим, чей фильм «Довлатов» выходит на экраны 1 марта.
– Большая часть ваших фильмов про прошлое. Настоящее не кажется таким интересным? С ним что-то не так?
– Ну я же снял уже фильм про настоящее! А вообще – ну потому что так выходит. Ведь снимать нужно про то, что интересно, и какая разница: прошлое, настоящее, будущее… Это попросту не важно – сегодня интересно одно, завтра другое.
– Но настоящее в целом менее интересно?
– Настоящее мне, наверное, интересно. Но в случае с фильмом «Довлатов» мне больше был интересен сам Довлатов, Ленинград того времени. Я даже не думал о том, в каком времени все это происходило, честное слово. Мне кажется, что я могу снимать и про настоящее, и про прошлое – все могу снимать.
– А прошлое нас чему-то учит или нет?
– Ну мы же сами не можем ответить на этот вопрос – все время спрашиваем себя о том, учит нас прошлый опыт чему-то или нет. У нас же всегда разговоры и споры из прошлого возвращаются – например, аргументация почвенников и западников у нас жива. И в этом плане, наверное, не учит. Или в том смысле, что мы регулярно выгоняем и уничтожаем самых талантливых людей, а потом ставим им памятники, издаем собрания сочинений, почетно хороним, – тоже не учит. Но чему-то, может быть, и учит. В общем, непонятно – наверное, позднее поймем.
– Раньше вы не делали биографических картин – исторические лица в «Гарпастуме» действуют, но скорее как фон, а не как герои. С чем связан такой поворот – биографический, да еще и предельно конкретный в названии фильм «Довлатов»?
– Я считаю, что в кино можно делать все, что угодно, и надо все время менять сферу деятельности, переходить от одного жанра к другому. Следующий фильм я вообще буду снимать с большим количеством компьютерной графики, с боями. Мне кажется, что обязательно надо пробовать разное, скакать из одного в другое. И если у тебя сохраняется азарт и страх ошибиться, то появляется возможность двигаться вперед. Нельзя, ни в коем случае нельзя застаиваться на одном месте – вызов тебя возвышает.