Компания Lifeline Expedition позволяет европейцам почувствовать себя на месте рабов, пройдя по маршруту атлантической работорговли. Фото: Matt Stanley / Newport Daily News / lifelineexpedition.co.uk

Компания Lifeline Expedition позволяет европейцам почувствовать себя на месте рабов, пройдя по маршруту атлантической работорговли. Фото: Matt Stanley / Newport Daily News / lifelineexpedition.co.uk

Не так давно польские власти приняли интересный закон. Теперь наказанию в Польше можно подвергнуться за «публичные высказывания о причастности поляков к Холокосту», а также за «отрицание преступлений украинских националистов». Звучит безумно, но очевидно сделано в подражание законам об «отрицании Холокоста» (за это наказывают примерно в полутора десятках стран). Ненамного отстают от поляков и сами украинцы – советская символика у них запрещена наравне с нацистской, а попасть под суд можно за цитаты Ленина в соцсетях.

В России же, помимо разжигания бесконечного числа разновидностей «розни», можно пострадать за «отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала» и распространение «заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны».

Чувства ветеранов колчаковских фронтов – хрупкая штука. Давно пора выпускать специальные брошюры по странам: дескать, здесь вас могут посадить за отрицание того-то, а буквально через сто метров и одну границу – за разговорчики об этом. Главное, не запутаться в паре десятков версий событий семидесятилетней давности. «Полный путеводитель автостопщика по рессентименту и национальным обидам».

Но самое удивительное, что восточноевропейская публика (и особенно российская) при этом обожает потешаться над Западной Европой. Дескать, глядите, совсем с ума сошли со своей толерантностью! Отстаивают какие-то «права меньшинств» и «гендерное равенство», запрещают «язык ненависти»! Нет чтобы защищать «чувства ветеранов» и «права верующих», а запрещать «безнравственность». Совсем другое дело!

В действительности же различаются лишь группы, которые утвердили свою версию реальности в качестве единственно верной и на свою защиту призвали полицию и суды. В одних местах следят за неприкосновенностью официальной религии, в других – за священной коровой меньшинств. А в некоторых уголках Европы новое накладывается на старое – можно пострадать как за оскорбление монаршей особы, так и за хейтспич в адрес мигрантов. И если смотреть с этой точки зрения – разница не видна. Феминизм становится неотличим от национализма, а борцы за права ЛГБТ от религиозных фанатиков. Все это называется «политика идентичности» – старая и новая, левая и правая. Смысл у нее один – утвердить свою группу над другими. А один из удобных путей к этому – объявить себя самой главной жертвой на свете.

Политика идентичности: от нацизма к феминизму

Британский социолог Фрэнк Фуреди в статье «Скрытая история политики идентичности» пишет о том, как западное общество дошло до такого плачевного состояния. Принято считать, что политика идентичности берет свое начало в 1960-х годах – в движении за права женщин, темнокожих и других меньшинств в западном обществе. Фуреди же предлагает посмотреть на нее в более широком историческом контексте.