Тереза Мэй на месте отравления Сергея Скрипаля. Фото: Toby Melville / Reuters

Тереза Мэй на месте отравления Сергея Скрипаля. Фото: Toby Melville / Reuters

Сутки спустя после выступления премьера Великобритании Терезы Мэй в парламенте с заявлением о высылке российских дипломатов Москва так и не сообщила, какие же «ответные меры» будут приняты. Между тем, стороны продолжают обмениваться все более жесткими заявлениями в публичном поле.

«Отойти в сторону и заткнуться»

США, Франция и Германия на официальном уровне поддержали Великобританию в конфликте с Россией. Четыре страны выпустили совместное заявление, в котором подчеркнули, что «питают отвращение» к отравлению Скрипаля и что считают произошедшее покушением на суверенитет Великобритании и прямым нарушением Конвенции о запрещении химического оружия.

«Мы разделяем мнение Британии о том, что нет другого правдоподобного объяснения, а неспособность России ответить на законный запрос британского правительства только подтверждает ее ответственность», – говорится в коммюнике.

В документе также содержится призыв к России полностью раскрыть перед Организацией о запрещении химического оружия программу «Новичок». Накануне с аналогичным предложением к Москве выступило НАТО.

В самой Великобритании между тем жесткая риторика только усиливается: так, министр обороны страны Гэвин Уильямсон выразил мнение, что у России нет никакого права как-то реагировать на высылку дипломатов.

«Мы посмотрим, каким будет ответ России. <…> Если честно, России следует отойти в сторону и заткнуться», – заявил Уильямсон.

В России на заявление Уильямсона ответили встречными обвинениями: официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в своем фейсбуке написала, что такая риторика свидетельствует лишь о том, что Лондону «есть, что скрывать». «Партнеры нервничают», – сделала вывод чиновница.

«Как вежливые люди»

Ситуация в российско-британских отношениях обсуждалась утром 15 марта на встрече президента РФ Владимира Путина с постоянными членами Совета безопасности РФ, и ее участники обратили внимание на «деструктивную и провокационную позицию» Лондона.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что ответные меры Лондону «не заставят себя ждать». По его словам, сначала МИД и другие ведомства сформулируют эти предложения и представят их Путину -уже он примет окончательное решение.

Глава МИД РФ Сергей Лавров, в свою очередь, отметил, что когда решение об ответных мерах будет принято, сначала об этом сообщат в Лондон, а только потом объявят публично. «Этот ответ мы, как вежливые люди, сначала доведем до наших британских коллег», – сказал министр, заверив, что ответ будет «очень скоро».

Лавров также заявил, что у России «нет никакого мотива» совершать подобное преступление, а у других игроков есть свой интерес, так как скандал может помешать провести чемпионат мира.

«Мотив есть у тех, кто продолжает на нас “наседать”, в том числе, ищет новые поводы (вслед за допингом, за другими вещами), как осложнить проведение чемпионата мира по футболу», – сказал российский министр.

Заседание Совбеза ООН

В ночь на 15 марта в Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН, в котором и Россия, и Великобритания являются постоянными членами с правом вето. Заседание Совбеза, который сейчас фактически является единственной площадкой, где стороны имеют возможность публично общаться напрямую, закончилось безрезультатно и свелось к взаимному обмену обвинениями со стороны российского и британского представителей. Джонатан Аллен, спецпредставитель Великобритании при ООН, назвал отравление Скрипаля частью «недопустимого поведения России, которое стало угрозой мировой безопасности», а спецпредставитель России Василий Небензя обвинил Лондон в отсутствии доказательств и политизации вопроса.

«Власти Великобритании установление истины интересует в последнюю очередь. А движут ими совершенно иные мотивы. Ходы тут отточенные за последние годы приемов пропагандистской войны», – сказал Небензя.