В последние несколько дней в западных СМИ вышли несколько статей, посвященных деятельности компании Cambridge Analytica, занимающейся политической рекламой: компанию обвиняют в незаконном сборе данных пользователей, а также в использовании компромата против неугодных кандидатов и вмешательстве в выборы по всему миру. Republic вкратце рассказывает историю Cambridge Analytica.

Победа Трампа

Компания Cambridge Analytica была образована в 2013 году – она занимается применением big data в пиаре и политтехнологиях. В частности, компания специализируется на таргетировании политической рекламы в зависимости от психологических черт пользователей. Впервые Cambridge Analytica оказалась в центр общественного внимания в декабре 2016 года.

Через месяц после президентских выборов в США в швейцарском журнале Das Magazin вышла статья, в которой утверждалось, что технологии Cambridge Analytica позволяют повысить успешность таргетированной рекламы в 15 раз – в основе них лежал метод анализа психометрических данных с помощью социальных сетей, разработанный ученым из Стэнфорда Михалом Косински, который тайно передал компании один из его коллег, профессор Кембриджа Александр Коган.

Cambridge Analytica в ходе предвыборной кампании сотрудничала со штабом Дональда Трампа – общее количество контрактов оценивалось в $15 млн, и авторы статьи делали вывод, что не в последнюю очередь Трамп смог победить из-за чрезвычайно эффективной рекламы. Статья вызвала крайне широкий резонанс и противоречивые отзывы; многие эксперты критиковали ее доказательную базу и подвергали сомнению подсчеты эффективности рекламы.

Данные 50 млн пользователей фейсбука

17 марта в New York Times и в британской The Observer одновременно вышли статьи, в которых утверждалось, что Cambridge Analytica в ходе проведения кампании в пользу Дональда Трампа незаконно использовала личные данные более чем 50 млн пользователей фейсбука.

По данным изданий, полученных от бывших работников самой Cambridge Analytica, данные использовались для разработки алгоритма анализа политических предпочтений избирателей. Они были переданы компании Коганом в 2015 году – он собрал их с помощью приложения, созданного на платформе Facebook. Тогда же соцсеть заблокировала приложение и потребовала удалить эти данные.

За день до публикаций в Facebook публично заявили о том, что, оказывается, не вся требуемая информация была удалена, поэтому аккаунт Cambridge Analytica был заблокирован. Соцсети, однако, не удалось таким образом дистанцироваться от скандала – в первый же день биржевых торгов после публикаций акции компании рухнули на 7%.

Вмешательство в выборы по всему миру

19 марта на британском Channel 4 вышел фильм-расследование, в котором говорилось, что Cambridge Analytica вмешивалась в проведение выборов по всему миру. Фильм был снят на скрытую камеру: журналист телеканала беседовал с главой Cambridge Analytica Александром Никсом под видом клиента, целью которого является повлиять на результат выборов на Шри-Ланке.

Никс рассказывал потенциальному клиенту о том, что фирма в общей сложности успешно вмешалась более чем в 200 голосований в таких странах как Чехия, Аргентина и Нигерия. Сначала компания, по его словам, искала компромат на неугодного кандидата (а если не находила, то устраивала провокации, например, отправляла домой к кандидатам проституток), а затем размещала его в соцсетях с фейковых аккаунтов от лица несуществующих студентов, туристов или других простых обывателей.

После выхода фильма в Cambridge Analytica подтвердили встречи с корреспондентом, однако заявили, что слова Никса были истолкованы неверно – якобы он шутя отвечал на вопросы, так как изначально заподозрил, что перед ним журналист. Сам Никс между тем заявил, что готов оставить свой пост, если это снизит давление на компанию.

Последствия

Европарламент после публикаций о пользователях фейсбука объявил о намерении провести расследование о характере использования личных данных пользователей соцсети. Еврокомиссар по вопросам юстиции будет обсуждать эту тему с официальными лицами в Вашингтоне и представителями Facebook в ходе визита в США, который запланирован на эту неделю. О проведении отдельного расследования также объявила Великобритания.

Обеспокоенность в связи со скандалом выразили в Конгрессе США – двое сенаторов уже попросили провести слушания с участием главы Facebook Марка Цукерберга: конгрессменов интересует, каким образом компания хранит данные своих пользователей и как так вышло, что Cambridge Analytica получила доступ к ним без их согласия. В отношении Cambridge Analytica пока ни о каких потенциальных юридических разбирательствах в США не сообщается.

Между тем, в самой Cambrige Analytica продолжают заявлять, что удалили персональные данные пользователей Facebook еще несколько лет назад. Компания заявила, что готова на проведение полной проверки своих серверов и систем для подтверждения своих слов.

Что еще почитать