Германский линейный крейсер «Гёбен». Фото: wikipedia.org

Германский линейный крейсер «Гёбен». Фото: wikipedia.org

Ровно 120 лет назад, 28 марта 1898 года, германский Рейхстаг принял первый закон о строительстве военно-морского флота. Это не самое заметное для современников событие в итоге определило конфигурацию сил в двух мировых войнах и стало непреодолимым препятствием на пути Германии к сверхдержавности. Хотя инициаторы закона, разумеется, рассчитывали на обратное.

К концу XIX века Германия показала впечатляющие темпы роста и стала признанным экономическим и военным лидером континента. Страх перед возникшим словно из ниоткуда тевтонским колоссом заставил императорскую Россию и республиканскую Францию заключить военный союз. Это была вполне терпимая для Германии реакция на объединение страны в 1871 году под руководством Бисмарка. Канцлер умело использовал англо-французские и англо-русские склоки – несколько раз отношения этих стран балансировали на грани войны, что исключало создание против немцев по-настоящему опасной коалиции. Пока не появился Альфред фон Тирпиц с его идефикс – постройкой флота.