Кроссовки Allbirds. Фото: Allbirds

Кроссовки Allbirds. Фото: Allbirds

Бывший футболист Том Браун решил делать обувь из экологически чистого материала – шерсти. Он создал бренд Allbirds, который выпускает минималистичные кроссовки. Его быстро полюбила Кремниевая долина: шерстяные кроссовки стали носить сооснователь Google Ларри Пейдж, инвестор Бен Горовиц и многие другие. За два года Allbirds продала 2 млн пар обуви и стала одной из самых быстрорастущих компаний на рынке. Это притом, что у шерстяных кроссовок масса недостатков: они недолговечны, а в жару в них потеют ноги. Почему они стали популярны?

Футбол и овцы

В 2009 году Том Браун, вице-капитан новозеландской футбольной сборной, захотел уйти из спорта. Он увлекался дизайном, изучал предпринимательство и иногда делал простую кожаную обувь. Это было просто хобби: друзья, которым он ее дарил, жаловались, что она неудобная. Но именно этот навык он решил превратить в бизнес. Ему показалось удачной идеей делать кроссовки из шерсти – экологичный и недорогой материал. Тем более в Новой Зеландии овец в разы больше, чем людей.

Но к реализации идеи он приступал долго. В 2013 году, через год после завершения карьеры футболиста, Браун поступил на магистерскую программу по международному менеджменту Лондонской школы экономики. Там его отобрали в государственную британскую программу помощи предпринимателей Sirius: на проект по созданию инновационных шерстяных кроссовок ему выделили 12 тысяч фунтов (около $20 тысяч на тот момент).

Вскоре Браун получил государственный грант и в Новой Зеландии – власти страны хотели найти как можно больше сфер применения овечьей шерсти. Вместе со специалистами из Новозеландского научно-исследовательского текстильного института AgResearch бывший футболист разработал дизайн кроссовок и шерстяной материал, который позволял носить обувь без носка. Шерсть пропускала воздух, за счет чего ступня меньше потела.

Затем Браун запустил кампанию на Kickstarter. За четыре дня было собрано $120 тысяч. Ему нужно было выпустить достаточное количество обуви, чтобы выслать ее тем, кто пожертвовал больше $98, – таких было более 800 человек. В панике Браун закрыл сбор средств – он не понимал, что ему делать. Компания объявила, что хочет сосредоточиться на качестве, а не количестве.