Объявленные Министерством финансов США новые американские санкции против 24 российских олигархов и высших чиновников, а также 14 российских компаний, давно ожидались, но оказались намного жестче и агрессивнее, чем предполагалось. Новые санкции, введенные в связи с тем, что Вашингтон назвал «злонамеренными действиями» (malign activity) Москвы на международной арене, содержат практически ультимативное требование к российскому руководству об отказе от дальнейшей конфронтационной политики в отношении Запада, а российским элитам, прямо или косвенно вовлеченным в выработку и реализацию этого курса, послан сигнал, что именно им расхлебывать все негативные последствия этой конфронтационной политики.
«Российское правительство осуществляет ряд злонамеренных действий по всему миру, включая продолжающуюся оккупацию Крыма и разжигание насилия на востоке Украины, поставку режиму (президента Сирии Башара) Асада ресурсов и оружия для бомбежки собственного мирного населения, попытку подорвать западную демократию и вредоносную деятельность в киберпространстве», – говорится в заявлении главы Минфина США Стивена Мнучина (цитата в переводе Reuters). Он также отметил роль элит: «Российское правительство действует непропорционально в интересах олигархов и правительственных элит <…> Российские олигархи и элиты, получающие выгоду от участия в этой коррумпированной системе, больше не будут изолированы от последствий дестабилизирующих действий своего правительства».
Санкционный список полностью удовлетворяет требованиям американского закона CAATSA (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act), добавляя ранее не включенных в санкционные списки высших российских чиновников, руководителей госкомпаний и приближенных к власти крупных бизнесменов. В его основе лежит пресловутый «кремлевский список» – доклад Минфина США от 29 января в соответствии с разделом 241 CAATSA.