Фото: Rick Wilking / Reuters

Фото: Rick Wilking / Reuters

Еда с высоким содержанием сахара и жиров и низким содержанием клетчатки, витаминов и минералов давно стала объектом научных исследований. Среди прочего ученых интересуют пристрастия и даже зависимость, которую вызывают такие продукты.

Пристрастия, влияющие на субъективную ценность вредной еды, сравнивают с теми, которые возникают по отношению к наркотическим веществам. Исследователи указывают на схожие нервные процессы, связанные с выработкой дофамина («гормона удовольствия»). «Наркотики влияют на механизмы контроля адаптивного поведения. Подобные механизмы действуют и при приеме пищи», – отмечает профессор психологии Бристольского университета Питер Роджерс. Хотя сходство, как подчеркивает он, лишь частичное.

В конце 2000-х годов провели эксперимент на крысах: сначала их кормили едой с повышенным содержанием сахара и с шоколадным ароматизатором, а через некоторое время перевели на обычный рацион. Крысы демонстрировали симптомы, напоминающие абстинентный синдром при прекращении употребления наркотиков – в частности, беспокойство и снижение аппетита. Другое исследование, опубликованное позднее, продемонстрировало, что крысы, которых перевели на еду с высоким уровнем жиров и сахара, быстро набирали вес и ели все больше и больше. Они не обращали внимание, даже если прием пищи сопровождался электрическим разрядом (в отличие от крыс, находившихся на обычном рационе).

Авторы исследования отмечали, что у таких животных снижалась выработка дофаминового рецептора D2, а чувствительность к экспериментальному рациону уменьшалась. Это провоцировало их увеличивать потребление для получения прежнего эффекта. Когда крыс вновь перевели на базовый рацион, они в течение нескольких недель почти не ели, отказываясь от привычной еды.